Контейнерный тоннаж: лидеры получат все
Процесс слияния и укрупнения операторов рынка контейнерных перевозок будет оставаться основной тенденцией в течение ближайших 5-8 лет. К 2015 г. не менее 80% данного сектора перевозок будет приходиться на долю 10 крупнейших компаний.
В марте-апреле произошло дальнейшее укрепление контейнерного рынка, нашедшее свое отражение в динамике Braemar Container Index (BCI). С середины марта по середину апреля BCI вырос на 3,55 пункта или на 2,6%. Под влиянием спроса на тот или иной типоразмер контейнерного тоннажа этот рост носил неоднозначный характер.
Динамика Braemar Container Index в марте-апреле 2007 г.
Контейнеровместимость тоннажа, ТEU | Наличие грузовых средств | Контейнерный индекс | |||
15.03.07 | 22.03.07 | 05.04.07 | 12.04.07 | ||
250 | G | 4,94 | 5,08 | 5,32 | 5,08 |
520 | G | 10,15 | 10,15 | 10,50 | 10,50 |
510 | GL | 7,94 | 7,83 | 8,06 | 8,33 |
750 | G | 9,64 | 9,43 | 9,38 | 9,38 |
1000 | G | 16,13 | 15,75 | 15,75 | 15,90 |
1100 | G | 10,67 | 10,89 | 10,89 | 11,11 |
1600 | GL | 17,51 | 17,19 | 17,71 | 17,71 |
1700 | G | 22,69 | 22,69 | 22,69 | 22,84 |
2000 | G | 9,13 | 9,38 | 9,63 | 9,63 |
2500 | G | 10,82 | 10,82 | 11,43 | 11,43 |
2900 | GL | 8,60 | 8,70 | 9,20 | 9,20 |
3500 | GL | 6,48 | 6,70 | 6,82 | 6,82 |
Итого | – | 134,37 | 134,61 | 137,12 | 137,92 |
G – с грузовыми средствами
GL – без грузовых средств
Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.
Для фидерного тоннажа вместимостью 250-520 TEU, независимо от наличия/отсутствия грузовых средств, в рассматриваемом периоде индекс вырос на 2,8-4,9%. Для более крупных фидерных контейнеровозов вместимостью 750-1000 TEU индекс вообще имел отрицательную динамику.
Определяющим фактором положительной динамики стали контейнеровозы вместимостью 2000-3500 TEU, для которых рост BCI составил 5,2-6,9%. Для данной категории тоннажа уже в начале апреля отфрахтовки с июля-августа считались «спотовыми» позициями. Согласно данным Hamburg Shipbrokers Association для тоннажа контейнеровместимостью 2300-3400 TEU ставки за слот за последний месяц выросли с $9,51 до $10,5 или на 10,5%.
Еще одним свидетельством укрепления рынка контейнерного тоннажа в феврале-марте стала тенденция к возврату долгосрочных тайм-чартеров продолжительностью 3,5; а иногда и 8 лет, как для новостроя, так и для действующего флота. Именно такие сроки были характерны для рынка контейнерного тоннажа в 2004-2005 гг. Разница лишь в уровне ставок, который тогда был значительно выше.
Сейчас же ставки лишь приближаются к уровню аналогичного периода прошлого года. При этом, перспективы развития контейнерного рынка, во всяком случае, для тоннажной группы выше 2000 TEU, в условиях его явной нехватки остаются достаточно оптимистичными, как минимум до середины лета. Такого же мнения придерживается и Clarksons, прогнозируя позитивный тренд в развитии рынка контейнерного тоннажа до конца 2007 – начала 2008 г. В качестве основного аргумента приводится интенсивный рост промпроизводства в Китае, Индии, Вьетнаме и странах Ближнего Востока.
Представительные тайм-чартерные ставки на контейнерный тоннаж в марте-апреле 2007 г.
Контейнеровместимость, TEU | Период отфрахтования, мес. | Тайм-чартерная ставка, USD/сут. | Фрахтователь |
597 | 16 | 8400 | Seaborde Marine |
847 | 12 | 8050 | OOCL |
1118 | 12 | 12250 | Emirates Line's |
2456 | 24 | 20500 | CMA CGM |
2452 | 38 | 21000 | SUD |
2741 | 24 | 21700 | CSAV |
3039-3098 | 36 | 22950 | CMA CGM |
3534 | 60 | 25500 | Pacific Int. Lines |
3586 | 36 | 26950 | К-Line |
6500 | 180 | 34325 | Yang Ming Group |
Источник: Fairplay
Уже сейчас, согласно данным AXS-Alpha Lines, еженедельный контейнеропоток в направлении Дальний Восток–Европа достиг 250 тыс. TEU. При этом на долю трех ведущих компаний Maersk, MSC и CMA CGM приходится в общей сложности 42,5% этого потока (20,7%, 11% и 10,8% соответственно). Интересно, что примерно такую же долю (Maersk – 23%, CMA CGM – 17% и MSC – 14%) эти компании занимают на украинском контейнерном рынке.
Сейчас с судозаходами в украинские порты работают 14 из 56 океанских еженедельных контейнерных сервисов, обслуживающих перевозки в направлении Дальний Восток–Европа. С июня 2007 г. Grand Alliance, членами которого являются Hapag Lloud, NYK, OOCL и MISC, планирует новый еженедельный контейнерный сервис с ротацией портов: Шанхай – Нингбо – Шекоу – Сингапур – Дамьета – Стамбул – Констанца – Одесса – Измир – Дамьета – Сингапур – Шанхай. Его будут обслуживать 7 контейнеровозов вместимостью 3000 TEU.
Увеличение объемов тоннажа на магистральных контейнерных перевозках и дальнейший процесс слияния и укрупнения линейных перевозчиков останутся основными тенденциями контейнерного рынка в течение ближайших 5-8 лет. По мнению участников проходившей в начале апреля в Сингапуре конференции «Sea Asia», с 2015 г. не менее 80% рынка линейных контейнерных перевозок будет приходиться на долю 10 крупнейших компаний по сравнению с 60% в настоящее время.
Эти тенденции наглядно отслеживаются и в Украине. Уже в мае нынешнего года в Ильичевском порту ожидаются судозаходы контейнеровозов вместимостью до 5000 TEU, а суммарный контейнерооборот трех ведущих перевозчиков (Maersk, CMA CGM и MSC) перевалил за 50% общего объема украинских портов с четко выраженным трендом к дальнейшему росту.
В условиях достаточно стабильного укрепления контейнерного рынка портфель заказов на контейнерный тоннаж в течение марта увеличился на 50 судов общим дедвейтом 1708,1 тыс. т или на 3,2%, что достаточно существенно всего для одного месяца.
Портфель заказов на контейнерный тоннаж по странам постройки по состоянию на 01.04.2007
Страна постройки | Количество судов, ед. | Суммарный дедвейт, т | % |
Германия |
452 | 13796889 | 25,16 |
Дания |
79 | 5888960 | 10,74 |
Япония |
83 | 5375790 | 9,80 |
Франция |
54 | 3853330 | 7,03 |
Швейцария |
40 | 3433800 | 6,26 |
Южная Корея |
37 | 2709602 | 4,94 |
Израиль |
28 | 2176100 | 3,97 |
Тайвань |
35 | 2174170 | 3,97 |
Греция |
21 | 1281300 | 2,34 |
Прочие |
407 | 14138082 | 25,79 |
ИТОГО | 1236 | 54828023 | 100,00 |
Источник: Clarkson Research Services
Лидирующее положение среди заказчиков контейнерного тоннажа занимает Германия, заключившая контракты на строительство 452 контейнеровозов общим дедвейтом 13,8 млн. т. Вторую позицию занимает Дания – 79 контейнеровозов общим дедвейтом 5,9 млн. т и третью – Япония с портфелем заказов 83 контейнеровоза общим дедвейтом 5,4 млн. т.
Более, чем двукратный отрыв Германии от Дании и Японии обусловлен широким распространением здесь схемы KG-финансирования, позволяющей привлечь на льготной основе значительные средства немецких налогоплательщиков. Правда, как следует из отчета Maritime Invest, в этом году дивиденды KG-инвесторов по итогам 2006 г. значительно сократятся, а в некоторых случаях вообще будут равны нулю вследствие уменьшившихся фрахтовых ставок и возросших расходов. По оценкам ведущего банка в области финансирования судоходства – HSH NORDBANK, базирующимся на данных по 172 немецким контейнеровозам, ежегодный рост эксплуатационных затрат составляет 9% и связан в первую очередь с такими статьями, как зарплата экипажей, менеджментское вознаграждение, страхование и комиссии.
Тенденция к росту ставок на фрахтовом рынке нашла также свое отражение как в ценах на новострой, так и в ценах на подержанный тоннаж. О достаточно высоком оптимизме рыночных ожиданий в данном секторе свидетельствует тот факт, что построенный в 1998 г. по контрактной цене $33 млн. контейнеровоз LAURA S (CSAV PERU) вместимостью 2474 TEU в марте 2007 г. был продан за $40 млн.
Представительные сделки на продажу контейнерного тоннажа «сэконд-хэнд» в марте-апреле 2007 г.
Название судна | Год постройки | Дедвейт, т | Контейнеровместимость, TEU | Цена, млн. USD |
HEIMGLIMT |
1985 | 3900 | 203 | 4,50 |
BLUE SPIRIT |
1985 | 6131 | 310 | 4,50 |
INTRA BHUM |
1983 | 7920 | 582 | 4,30 |
ROERBORG |
1990 | 10345 | 907 | 11,00 |
BIRTE RITSCHER |
1995 | 20346 | 1452 | 19,50 |
KESTREL I |
1988 | 25684 | 1939 | 14,00 |
WHITE SWAN |
1989 | 26132 | 1939 | 14,00 |
SANTA ROSA |
1992 | 30078 | 1742 | 21,50 |
MSC BULGARIA MSC UKRAINE |
1988 1989 |
31364 30536 |
1939 1939 |
14.00 en bloc |
LAURA S (CSAV PERU) |
1998 | 33914 | 2474 | 40,00 |
STAR DROTTANGER STAR DJERVANGER STAR DRIVANGER STAR DAVANGER |
1978 1978 1978 1978 |
43051 43051 43052 43793 |
1344 1344 1344 1454 |
40,00 en bloc |
MAERSK DAMMAM |
2002 | 53511 | 4713 | 72,00 |
Судостроительная верфь | Кол-во судов, ед. | TEU | Срок поставки | Цена единицы, млн. USD |
Guangzhou Wenchong |
2 | 2500 | 2010 | 46,0 |
Samsung Heavy Industries |
4 | 4250 | 2009-2010 | 66,0 |
Hyundai Heavy Industries |
2 | 4300 | 2010 | 68,5 |
Jiangnan Changxing |
4 | 5100 | 2010 | 66,0 |
Dalian Shipbuilding |
6 | 6500 | 2010-2011 | 93,0 |
Hanjin Heavy Industries&Constraction Co. |
5 | 6500 | 2009-2010 | 100,0 |
Hyundai Heavy Industries |
3 | 8100 | 2010 | 120-125 |
Источник: New Ships, Optima Reports
UGMK.info; 27.04.2007