15.09.20

Контейнерные перевозки: плюсы и минусы пандемии

Транзитные перевозки – ключевой драйвер роста транспортной системы РК – по итогам первого полугодия 2020 года в транзитном сообщении проследовало через территорию Казахстана более 2900 контейнерных поездов, что на 36% выше показателя аналогичного периода прошлого года, в том числе отправлено в направлении Китай – Европа – Китай около 1900 контейнерных поездов, рост составил 36%.

Из-за вспышки коронавируса убытки понесли экономики всех стран мира. Не стал исключением и Казахстан. С началом пандемии правительство приостановило, в том числе, железнодорожное пассажирское сообщение. Однако грузовые и контейнерные перевозки не останавливались. Более того, компании, занятые в этом сегменте рынка, быстро переориентировались, перехватив товары у авиа- и автоперевозчиков.

Стоит отметить, пандемия коронавируса нарушила обычные связи между производителями и потребителями во всем мире и внесла серьезные изменения в бизнес транспортных и логистических компаний. Но можно отметить положительную сторону. Есть те, кому пандемия принесла новые перспективы, например логисты отмечают, что в настоящее время мировым трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.

К примеру, мультимодальная транспортно-логистическая компания KTZ-Express перевозила и почтовые отправки из Китая в Европу, и гуманитарный груз, помогая стране строить инфекционные больницы нового типа.

Если говорить об ограничениях, связанных с распространением коронавируса, то сейчас они не оказывают прямого влияния на рост железнодорожного контейнерного транзита по территории РК.

Транзит железнодорожным транспортом в контейнерах вырос на 37% и составил 483 тыс. двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ), в стратегическом направлении Китай — Европа — Китай объем перевозок — 288,1 тыс. контейнеров, что на 61% больше показателя за январь-июль 2019 года (так за 7 мес. 2019 года – 179,3 тыс. контейнеров). Рост повагонного транзита обусловлен увеличением перевозок железной руды из России в Китай и Узбекистан на 79%.

Очевидно, что в начале вспышки пандемии в феврале в соседнем Китае, мы наблюдали снижение объемов контейнерных перевозок на 39% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако, пауза была кратковременной.

Предприятия в Китае какое-то время были закрыты, но в марте пик заболеваемости стал спадать и после снятия карантинных мер контейнерный трафик быстро восстановился. В марте перевозки из КНР возобновились полностью.

В целом, рост транзитных контейнерных перевозок за период январь-июнь наблюдался по всем направлениям через территорию Казахстана. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года рост составил 54%.

Из-за закрытия авто- и авиа грузовых сообщений, многие грузоотправители переориентировали грузы с авто- и авиатранспорта на железнодорожный. Например, в апреле текущего года KTZ Express экспедировала по территории Казахстана контейнерный поезд China – Europe Express по маршруту Чунцин – Вильнюс. Примечательно, что в составе погрузки почтовые посылки, отправленные национальной почтовой службы Китая «China Post Group», получателем же явилась Национальная почта Литвы «Lithuania Post». Такие посылки до пандемии отправлялись авто- или авиатранспортом.

Кроме того, KTZ Express реализует транспортно-логистический проект по организации регулярных перевозок продовольствия в собственных рефрижераторных контейнерах, который обеспечивает поставку грузов казахстанского агропромышленного сектора на экспорт.

К примеру, 4 июня т.г. успешно организована отправка замороженной мясной продукции ТОО «Актюбинский мясной кластер» в рефрижераторных контейнерах из Актобе на экспорт в КНР.

Контейнерные поезда продолжают курсировать регулярно по установленному расписанию как внутри страны, так и в международном сообщении через Казахстан в/из Китая назначением на страны Центральной Азии, СНГ, Европу, Турцию. Рост наблюдается на всех маршрутах. Например, на перспективном маршруте Китай – Центральная Азия – Китай за 6 месяцев текущего года рост составил 32% (106,8 тыс. ДФЭ).

По данному маршруту АО «KTZ Express» продолжает осуществлять перевозку древесины, именно этот вид перевозок способствовал росту общего объема 2019 года в направлении из России в Китай и обратно почти в 3 раза.

В конце марта АО «KTZ-Express» возобновил доставку металлопроката из Китая в Россию. Поезда отправляются на регулярной основе 2 раза в месяц. Доставка груза осуществляется на завод ООО «РусТехнологии Муром», который является крупнейшим производителем оцинкованной стали.

Кроме того, по маршруту Россия – Китай транзитом через Казахстан идет регулярная отправка железной руды. Ежемесячный объем в среднем составляет от 25 тыс. до 100 тыс. тонн.

Стоит отметить, что остановка предприятий в Европе в связи с пандемией, привела к резкому замедлению и товаропотоков в Китай, и перевозок порожних контейнеров. Одной из важных мер, принятых для обеспечения бесперебойной доставки грузов в сообщении Китай – Европа – Китай, сохранения и увеличения объемов грузопотоков в условиях посткризисного восстановления, явилось обеспечение своевременного возврата порожних контейнеров из Европы в Китай.

Поэтому, железнодорожные администрации Казахстана, России и Беларуси ввели симметричную скидку в 40% на перевозки порожних контейнеров из Европы в Китай. Сниженные ставки применяются при транзитной перевозке порожних универсальных контейнеров (длиной 40 и 45 футов) на специализированных платформах в составе контейнерных поездов длиной не менее чем 57, но не более чем 82 условных вагона. Данные тарифные условия призваны улучшить балансировку потоков контейнеров на маршруте Китай – Европа – Китай.

Развитие контейнеризации показало, что контейнеры идеально подходят для доставки как промышленных, так и продовольственных товаров. Одно из основных преимуществ перевозки грузов в контейнерах – сохранность груза.

В последнее время КНР ужесточила требования по перевозке некоторых грузов. При этом, там проведена большая работа по контейнеризации перевозок. В данный момент по станции Достык китайская сторона передает 12 составов в сутки, из них 10 контейнерных поездов и в этой связи национальный грузоперевозчик рекомендует некоторые грузы перевозить в биг-бегах и контейнерах, что ускорит их погрузку, разгрузку и обеспечит сохранность.

Отрадно отметить, что преимуществом отправки грузов контейнерами стала и быстрая их доставка. Так, к примеру, по маршруту Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) контейнерные поезда из Казахстана в Турцию доставляются за 15 суток, из Казахстана в Китай – за 3 суток. Средняя скорость контейнерных поездов сегодня достигает 1063 км/сутки. Время транспортировки контейнеров из Китая в Европу сократилось до 5 суток, что обеспечило значительный рост контейнеропотока из Китая через Казахстан.

Пандемия внесла и свои коррективы в тарифную политику. Так, компания «Казахстан темир жолы» в 2020 году установила понижающие коэффициенты к предельному уровню тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги при перевозке в контейнерах зерновых и зернобобовых культур, продукции мукомольно-крупяной промышленности через станции Актау, Курык, Алтынколь, Достык, Сарыагаш, Болашак, Оазис и Луговая.

Для поддержки казахстанских производителей в период пандемии национальный перевозчик отменил до конца года сбор в 10-кратном размере за хранение грузов, простаивающих свыше 48 часов.

В рамках Стамбульской конвенции срок временного ввоза контейнеров увеличился до 180 дней. Ведется работа по развитию регулярной фидерной линии сообщением порт Актау – порт Баку (Азербайджан) – порт Анзали (Иран).

Для того чтобы сохранить имеющиеся показатели, компания «Казахстан темир жолы» планирует сохранять высокую скорость движения через свою территорию, снижать административные барьеры и модернизировать инфраструктуру. В частности, на пограничной станции Достык планируется построить два дополнительных терминала для обработки контейнеров.

Каспийский вестник