18.05.10

Контейнерное путешествие из Петербурга в Москву

ЗАО «Первый контейнерный терминал» объявило о запуске контейнерного поезда по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург. Как сообщили SeaNews в ООО «Национальная контейнерная компания», предполагается, что поезд, получивший название «Санкт-Петербургский Экспресс», будет ходить на регулярной основе два раза в неделю.

Поезда будут формироваться на ПКТ и отправляться со станции Автово (Санкт-Петербург), а в Москву прибывать на станцию Москва-Товарная Октябрьской железной дороги на терминал ОАО «ТрансКонтейнер». Оператором поезда будет ООО «Логистический оператор».

Маршрут задуман как альтернатива автотранспорту. «Этот сервис может быть интересен клиентам для перевозки контейнеров с полезной загрузкой свыше 20 т. в свете ужесточения требований к весу автопоезда на основных автомобильных трассах», – отмечают в НКК.

«Это будут не какие-то дополнительные объемы, а грузы наших клиентов, которые прибывают на ПКТ, – говорит собеседник SeaNews в компании. – Необходимость создания контейнерных поездов из портов РФ до основных центров потребления и производства обусловлена реально существующим спросом на данный продукт со стороны судоходных линий, в чьих контейнерах перевозятся товары и которые, в свою очередь, определяют наиболее оптимальный путь транспортировки этих товаров».

Будут задействованы контейнеры, приходящие на ПКТ (в основном – принадлежащие линиям).

Как рассказал SeaNews генеральный директор ООО «Логистический оператор» Юрий Лопусов, идеальной работой на начальном этапе может считаться отправка двух поездов в неделю – вторник и пятница. Это позволит избежать клиентам дополнительного хранения в порту. Приниматься к транспортировке будут контейнеры, прошедшие таможенную очистку.

Планируется, что после прибытия поезда в Москву контейнеры будут доставляться автотранспортом до места, указанного клиентом, в пределах МКАД. Расчетное время в пути из Санкт-Петербурга до склада получателя в Москве составляет 48 часов.

Обратная загрузка в основном будет представлять собой порожние контейнеры, которые возвращают получатели в Москве. «Но, – отмечают в НКК, – если будет спрос на обратную загрузку – не будем отказывать».

По поводу даты отправки первого поезда и конкретных объемов, принимаемых к перевозке, в НКК сообщили, что первый состав будет сформирован «уже в ближайшее время». «В данный момент мы можем сказать, что спрос есть, а о реальных объемах сможем говорить примерно через месяц».

По словам руководителя «Логистического оператора», на сегодня уже существует «костяк поезда и базовые клиенты», что позволяет поезду курсировать два раза в неделю. В тестовом режиме поезд уже отправлялся. Предполагается, что официальный запуск может состояться в эту пятницу.

«Наша задача, – говорит Ю.Лопусов, – сделать так, чтобы контейнерный поезд ходил каждый день. На начальном этапе мы возьмем 10% от того, что переваливается через ПКТ. Это ничтожное количество. По идее, контейнерные поезда должны ходить два раза в день”.

Сравнивая текущий проект с тем опытом, который уже был у ПКТ по организации контейнерных поездов между Петербургом и Москвой, собеседник SeaNews в НКК подчеркнул, что «это совершенно другой сервис, его реализует другая команда, у него другие цели».

Как напомнил один из собеседников SeaNews, занятых в линейном бизнесе, «попытку открыть контейнерный шаттл Петербург – Москва терминал предпринимает в пятый или в шестой раз – первый раз блок-трейн запускали, когда не было названия ПКТ, а был третий район порта».

Основное условие успешности проекта, подчеркнул он, – это наличие стабильной грузовой базы. А для ее привлечения необходимы в первую очередь конкурентоспособные ставки. По информации участников рынка, заявленная ставка на услугу составляет 32 тыс. руб. за контейнер 40' – это сопоставимо со ставками на транспортировку автотранспортом.

«А если сопоставимо с автотранспортом – зачем нужна железка? Машину заказал – и поехал, а тут контейнер пойдет через станцию. Это приемлемый вариант только для растаможенных контейнеров. Если контейнер не растаможен, значит, в таможенном режиме до станции он идет, на станции и таможенное проходит оформление. Это процесс непредсказуемый, сколько он там пролежит, неизвестно, и во сколько это обойдется, тоже неизвестно – в Москве больших свободных площадей под хранение нет, так что наверняка выйдет недешево».

Поэтому легкие контейнеры, считают участники рынка, за такие же деньги целесообразнее возить траками, а по железной дороге отправлять тяжелые контейнеры.

По мнению Ю.Лопусова, основными клиентами поезда должны стать экспедиторы, а также небольшие частные грузовладельцы. Именно они должны проявить наибольшую гибкость. Не все линии имеют сквозные коносаменты, а поэтому их считать клиентами поезда можно в меньшей степени.

Представители линейного бизнеса согласны с тем, что успех проекта будет определять его привлекательность для крупных экспедиторов. По оценке источников SeaNews, контейнерные линии возят порядка 5-10% от совокупного импортного объема, остальное клиенты возят сами (через экспедиторов).

SeaNews; 18.05.10