06.08.09

Контейнерам особый тариф

Гильдия экспедиторов разрабатывает по согласованию с ОАО «РЖД» методы дерегулирования тарифов на контейнерные перевозки

Как стало известно «Гудку», меры, разрабатываемые гильдией, по предварительным подсчётам, способны вернуть на железную дорогу примерно 10% контейнеров, ушедших во время кризиса к более гибким с точки зрения ценообразования автомобильным компаниям. Речь идёт об установлении двух тарифных границ, внутри которых ОАО «РЖД» получит возможность варьировать ставки.

«Нижняя планка тарифа призвана обеспечить необходимые вложения в инфраструктуру, – поясняет Семён Резер, глава некоммерческого партнёрства «Гильдия экспедиторов». – А верхняя – ограничить аппетиты операторов».

«Рынок контейнерных перевозок очень конкурентен, причём настолько, что согласно даже формальным показателям он должен быть выведен из-под действия закона о монополиях. И это, на наш взгляд, является очень весомым основанием, чтобы дерегулировать тарифы», – говорят в ОАО «РЖД».

Директор по маркетингу и тарифной политике ОАО «ТрансКонтейнер» Виктор Жуков рассказывает, что сейчас компания конкурирует с автомобилистами по всем направлениям, ведущим из Москвы. Особенно остра конкуренция на таких направлениях, как Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород и Москва – Екатеринбург.

«Автомобили возят контейнеры вплоть до Иркутска», – говорит Виктор Жуков. Он считает, что система, которую разрабатывают в Гильдии экспедиторов, вполне приемлема и сможет помочь железнодорожникам.

Директор по операциям и продажам компании «Урал-Контейнер» Владимир Демьяненко полагает, что если будут верхняя и нижняя планки, а по конкретному тарифу придётся торговаться с чиновниками, «то это приведёт к коррупции». Он сторонник максимального регулирования в рамках гибких тарифов.

«Необходимо, чтобы всё было чётко обозначено: цена на такое-то направление, скидки в зависимости от объёмов партии и особенностей графика – вот тогда это уже будет интересно», – говорит Владимир Демьяненко.

Борьба за клиентов может поставить под удар железнодорожную инфраструктуру, предостерегает один из создателей Прейскуранта 10-01, бывший заместитель руководителя ВНИИЖТа Леонид Мазо.

«Большегрузный автомобильный транспорт потому выигрывает конкуренцию у железнодорожного, что платит за дороги мизерную цену, вследствие чего они разбиты и их пропускная способность серьёзно ограничена», – говорит Леонид Мазо. Для создания нормальной конкуренции необходимо удерживать нижнюю планку тарифа на уровне, который полностью обеспечит потребности железнодорожной инфраструктуры. Параллельно нужно вводить плату за пользование дорогами для фур и контейнеровозов, полагает Леонид Мазо.

Автомобильные тарифы на ряде направлений уже сейчас заметно превышают железнодорожные, утверждают представители автоперевозчиков. К примеру, доставка 20-футового контейнера на 2 тыс. км по железной дороге от Москвы до Екатеринбурга стоит 17500 руб. плюс 12250 за возврат порожней платформы. Перевозка на автомобиле в зависимости от величины партии обойдётся в 60–80 тыс. руб.

«Но по железной дороге контейнеры будут доставлены в лучшем случае дней за двадцать, есть случаи, что вскрывали контейнеры, даже находящиеся под таможенной охраной», – говорит директор транспортной фирмы ОАО «МирАвтоТранс» Вячеслав Дмитриенко. Поэтому автомобилисты не считают, что дерегулирование тарифов позволит железнодорожникам отвоевать заметную часть рынка.

«Гудок»; 06.08.09