30.05.06

Конкуренты АвтоВАЗа скапливаются на российской таможне

В начале зимы, когда обсуждали новое руководство АвтоВАЗа и верили обещаниям о семимильных шагах развития завода, тихо и незаметно была разработана новая программа борьбы с подержанными иномарками. Речь идет о стандарте Евро 2 , введение которого стало поводом к акциям протеста на Дальнем Востоке.

Постановление правительства было подписано Михаилом Фрадковым еще 12 октября прошлого года. Тогда же был утвержден технический регламент О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ . Оценивать ввозимые и выпускаемые автомобили решили по мировому стандарту. Нормы токсичности, зафиксированные в документе, соответствуют известному Евро 2 , так его и стали называть. Согласно новому закону каждый автомобиль должен пройти проверку и получить сертификат соответствия, который выдается на четыре года. Потом сертификацию нужно проходить заново.

Однако, подробно расписав нормы токсичности, правительство не позаботилось об организации контроля и сертификации. С 22 апреля постановление вступило в силу А сертификаты выдавать некому!

Таможня, соблюдая закон, стала отказывать владельцам в получении ПТС без предъявления сертификата. А в Дальневосточном регионе, например, вообще нет органов, уполномоченных эти сертификаты выдавать.

В результате на таможенных терминалах скопились тысячи машин, ввезенных в Россию из Японии и наверняка соответствующих не то что Евро 2 , но и Евро 3 . Но выбраться с таможни они не могут: нет инструкций, как их растаможивать.

Задержаны машины и в Калининграде. Губернатор Калининградской области Георгий Боос даже заявил, что постановление нужно отложить до тех пор, пока не будет проработана сама схема сертификации. Единая Россия Бооса поддержала, и этот вопрос уже поднят в Думе: Фрадкова попросили повременить.

Даже если Евро 2 отсрочат, автомобилистам, желающим сэкономить, это вряд ли поможет. Федеральная таможенная служба сообщила, что Евро 2 не будут соответствовать машины, произведенные в США до 1993 года, в Европе до 1996, в Японии до 1997, а в Китае аж до 2003 года. Это как раз те самые подержанные иномарки, которые являются конкурентами продукции АвтоВАЗа. Примечательно, что сертифицировать нужно будет только ввозимые автомобили. Старых российских машин, которые экологии наносят гораздо больший вред, постановление не касается.

А всего через восемь лет нас ждет стандарт Евро 5 . Такое постановление тоже подписал Фрадков. Уже с 1 января 2008 года обязательным будет Евро 3 , а с 1 января 2010 Евро 4 .

P.S. Новый регламент сертификации бьет не только по иномаркам. Постановление полностью исключает реэкспорт. Ведь неважно, где произведена машина, важно, что она не будет растаможена без проверки. Поэтому популярный на западе России бизнес (новые отечественные авто вывозятся по экспортным ценам, которые ниже внутренних, а потом ввозятся обратно) заглохнет полностью.

P.P.S. Кстати, если исходить из международной практики торговых отношений, то сертификации подлежит исключительно новая продукция, а никак не б/у.

Новая газета 30.05.06