18.11.13

Конкурентоспособная логистика увеличит объём транзита

Обеспечение безопасности поставок радиоактивных материалов по железным дорогам является важнейшей государственной задачей. При этом необходимо определить все возможные риски таких маршрутов, среди которых износ подвижного состава и низкое качество подготовки транспортных средств, привлекаемых для спецперевозок. Кроме того, нужно исключить возможность неквалифицированных действий персонала. В госкорпорации «Росатом» в последние годы реализуется программа модернизации отраслевого транспортного комплекса. Она предусматривает создание современных специальных транспортных средств и упаковочных комплексов, в т.ч. новых транспортёров для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.

Совершенствуются системы обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности и физической защиты при перевозке радиоактивных материалов. Внедряется непрерывный мониторинг за перемещением таких грузов. Не менее важно разработать конкурентоспособную отраслевую транспортно-логистическцю систему.

Эту задачу решает компания «Техснаб-экспорт», которая первая в России получила сертификат соответствия стандарту управления безопасностью цепи поставок в ядерном топливном цикле. На её предприятиях действуют модернизированные системы охраны и режима, установлены приборы инженерно-технической защиты, комплексная система информационной безопасности.

Не случайно компания расширяет деятельность по организации и осуществлению экспортно-импортных поставок продукции для атомной отрасли. В прошлом году объём подобных перевозок возрос более чем на 18%. Ещё один проект «Росатома» – создание ТЛК «Запад», целью которого является развитие сбытовой инфраструктуры на базе балтийских портов.

Вместе с тем для увеличения объёма перевозок радиоактивных материалов необходимо решить целый ряд задач. Прежде всего, нужно согласовать действия всех участников цепочки транзитных перевозок – морского транспорта, портового сервиса, а также железнодорожных администраций транзитных стран. Неразбериха в этом вопросе приводит к постоянному росту сквозной ставки на перевозку.

Перевозчики контейнеров по морскому маршруту гарантируют доставку грузов в определённый срок. А фактические сроки перевозки контейнеров между Японией и, например, Финляндией (Хельсинки) по Транссибу сильно различаются и могут колебаться от 22 до 39 суток в западном направлении и от 21 до 53 – в восточном. Это снижает конкурентоспособность сухопутного маршрута по сравнению с морским.

Много времени теряется также на стыках разных видов транспорта при передаче контейнеров из-за длительных таможенных процедур на погранпереходах. Кроме того, в нашей стране недостаточно развита инфраструктура подобных перевозок: число терминалов для обработки большегрузных контейнеров ограничено, а специальная перегрузочная техника в огромном дефиците.

В то время как на сухопутном маршруте практически отсутствует логистический сервис, судоходные компании постоянно повышают уровень транспортно-экспедиционного обслуживания. Например, если на начальных этапах эксплуатации морского маршрута грузовладельцы должны были самостоятельно организовывать доставку грузов в порт и из порта, то в настоящее время около 70% японской продукции доставляется судоходными компаниями в Европу по технологии «от двери до двери».

Решение этих проблем позволит увеличить объём доставки специальных грузов по отечественным железным дорогам, в том числе предназначенных зарубежным партнёрам.

Гудок