Компаниям удалось оплатить транзит грузов через Литву
Литовские банки, несмотря на публичные заявления о прекращении работы с клиентами из России, все-таки приняли предоплату за грузовой транзит между основной частью России и Калининградской областью. Правда, уплаченных 2,5 миллиона евро хватит лишь на три недели бесперебойных грузоперевозок.
Власти эксклава заявили, что нового транзитного эмбарго, несмотря на происки соседней Литвы, не предвидится. Региональный бизнес настроен не столь оптимистично и сообщает об очередной перестройке логистических цепочек.
Прибалтийские соседи совсем запутались в своих показаниях. В июле литовский банк, через который проходила оплата калининградского транзита, заявил о прекращении работы с клиентами из России с 1 сентября 2022 года. В конце августа Минтранс Литвы дал заднюю и сообщил о том, что платежи за грузоперевозки между основной частью России и Калининградской областью являются законными и представляют собой коммерческую услугу, которую могут обслуживать литовские кредитные организации. При этом сами банки запросили у правительства Литвы официальное разрешение на проведение таких операций, поскольку опасались, что их посчитают нарушением санкций Евросоюза. Госгарантии литовские чиновники так и не предоставили, но успели сделать новое заявление в СМИ о возможности приема транзитных платежей в исключительных случаях. О каких именно случаях шла речь, так и осталось загадкой.
Правительство Калининградской области и региональное бизнес-сообщество к подобным выпадам прибалтийской республики были готовы. По информации властей региона, компаниям удалось найти возможность для оплаты транзита грузов, несмотря на официальный отказ банка Литвы. Подробности в правительстве не озвучили, однако выразили надежду на то, что новый платежный механизм будет работать бесперебойно и грузы продолжат поступать в эксклав по суше через территорию Литовской Республики.
Для грузоперевозчиков, пострадавших от санкций, уже разрабатывают дополнительные меры поддержки.
- Мы планируем освободить от транспортного налога владельцев грузовых фур, которые из-за действий литовских соседей, по сути, остались без работы. Хотим ввести такую льготу как минимум на год, - пояснил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. - Пока единственной альтернативой сухопутным грузоперевозкам остаются паромные линии. Мы работаем с Росморпортом над тем, чтобы перебросить суда с других морей на калининградские линии. Также решается вопрос о субсидировании паромных перевозок. Это позволит поддерживать тарифы на уровне железнодорожных, чтобы стоимость доставки не отражалась негативно на конечной цене товаров.
Региональный бизнес предлагает свои варианты решения проблемы грузового транзита. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Калининградской области Светлана Нижегородова рассказала, что предприниматели к концу лета вышли на своеобразное кризисное плато.
Предприниматели отработали уже восемнадцать вариантов альтернативных поставок санкционных металлопроката и стройматериалов
- Предприятия и перевозчики, успевшие перестроить свои бизнес-модели, уже понимают, в каком направлении будут двигаться дальше. В целом региональный бизнес надеется, что хуже уже не будет, - добавила омбудсмен.
По мнению предпринимателей, сегодня крайне важно переформатировать грузопотоки. Необходимо запретить транспортировку несанкционной продукции паромами и сухогрузами и пускать ее по суше. Это разгрузит морские линии, очередь на которые составляет больше месяца.