03.02.05

Комиссия IRU об основных проблемах автотранспорта

В Ганновере (Германия) состоялось очередное заседание Комиссии IRU по экономическим вопросам.

Стимулы инвестирования в экологический транспорт

Среди обсуждавшихся вопросов наибольший интерес вызвали проблемы внедрения стимулов на автомобильном транспорте , применение телематических систем на транспорте, введение покилометрового дорожного сбора в Германии, увеличение стоимости дизельного топлива в странах Европы и др.

Над проектом IRU Стимулы на автомобильном транспорте уже два года работают специалисты независимого исследовательского центра вопросов транспорта, связи и строительства СЕ (Нидерланды). Основной целью проекта является снижение экологической нагрузки путем предложения предприятиям транспорта определенных стимулов для приобретения автомобилей, соответствующих современным высоким экологическим нормам. Стимулы можно разделить на финансовые и нефинансовые. К финансовым стимулам относятся, например, снижение затрат предприятий на дизельное топливо, более низкие ставки дорожных сборов для автомобилей класса Euro 4 и Euro 5. К нефинансовым стимулам инвестирования в экологически чистый автотранспорт можно отнести увеличение квоты разрешений ЕКМТ, увеличение количества эко-пунктов в рамкахдействующей в странах ЕС системы проезда по территории Австрии, снижение ограничений на проезд в ночное время и др. В некоторых странах Европы (например, Германии) в 1991-1994 гг. действовала государственная программа оказания помощи автотранспортным предприятиям в приобретении экологически чистых автомобилей. В эти годы удалось существенно увеличить количество таких автомобилей.

В ходе работы над проектом было установлено, что, например, снижение расхода топлива на 5% для 1000 автомобилей с ежегодным пробегом 120 тыс. км дает экономию в 2 млн. литров дизельного топлива или 1 млн. 400 тыс. евро. В условиях постоянного роста стоимости топлива, наблюдаемого в Европе в последние годы, этот факт имеет большое значение для экономики предприятий.

Применение стимулов должно быть тщательно продумано. Так, если полученный экономический эффект превышает инвестиционные расходы предприятия, связанные с обновлением автопарка, внедрение стимулов является экономически оправданным. Преимущества проекта наиболее очевидны для предприятий, большая часть автопарка которых соответствует уровню не выше Euro 2.

Необходимо также учитывать, что внедрение стимулов ведет к падению спроса и удешевлению автомобилей классов Euro 0, Euro 1, Euro 2 и даже Euro 3. Одновременно с очевидными преимуществами возникает проблема сбыта подержанных автомобилей.

Для чего нужны интеллигентные транспортные системы?

Проблемам применения телематических систем на транспорте (Telematics & Intelligent Transport Systems) было посвящено выступление представителя компании Transport Research Laboratory (TRL, Великобритания) К.Пикока.

Специальное оборудование, устанавливаемое на автомобилях, позволяет вести наблюдение за транспортным средством, контролировать действия водителя, планировать маршрут, время выполнения перевозки, проведение техобслуживания и ремонтных работ, искать загрузки в оперативном режиме, своевременно принимать меры при ДТП и т.д. Показания приборов позволяют создать точную картину ДТП, определить степень вины каждого участника. Компанией TRL было установлено, что в произошедших в Великобритании в прошлом году дорожно-транспортных происшествиях лишь в одном случае из десяти был виноват водитель грузовика. В настоящее время 14-16% всех зарегистрированных в Великобритании грузовых автомобилей (из общего числа 423 тыс. единиц) оборудованы телематическими системами.

Платные километры

Особый интерес участников заседания вызвало сообщение о введении с нового года покилометрового сбора в Германии для автомобилей полной массой более 12 т. Новая система, разработанная германской фирмой Toll Collect, пока существует лишь в тестовом режиме, и для оплаты дорожного сбора в ней предусмотрены три возможности:

при помощи устанавливаемого на транспортном средстве OBU (On-Board-Unit) -прибора для подсчета пройденного пути и автоматического начисления сбора с последующей передачей данных в центр расчетов Toll Collect для выставления счетов;

оплата в ручном режиме через специально оборудованные компьютерные терминалы на погранпереходах. Данная система наиболее удобна для транспортных средств иностранных перевозчиков;

оплата через Интернет. Данный способ, как и установка прибора OBU, предусматривает предварительную регистрацию транспортной компании в Toll Collect.

С 1 января 2005 года новая система взимания дорожных сборов начнет функционировать в обычном режиме со взиманием дорожных сборов и будет осуществляться контроль за их оплатой. Подводя краткий итог почти годового функционирования подобного дорожного сбора в Австрии (действует с 1 января 2004 г. для автомобилей с общим весом свыше 3,5 т), председатель комиссии Р.Бауэр сообщил, что процедура взимания сбора действует достаточно успешно, хотя и имеет свои недостатки. Устанавливаемый на тягаче для этих целей прибор Go-Box, в котором содержится информация о полной массе транспортного средства, количестве осей и пройденном пути, не учитывает, например, изменившегося в ходе перевозки общего количества осей. Вследствие этого возникает необходимость последующего перерасчета уплаченного сбора.

Во что обходится предприятиям удорожание топлива?

Одним из наиболее важных вопросов повестки дня стал вопрос роста стоимости моторного топлива в странах Европы. Топливный кризис 2000 года до сих пор напоминает о себе. Автотранспортные предприятия вот уже несколько лет вынуждены нести дополнительные расходы. Национальные ассоциации - члены IRU пытаются разработать практические рекомендации для своих членов, суть которых сводится к четкому калькулированию расходов транспортной компании с учетом удорожания топлива и переносу дополнительных расходов на клиентов. Представитель Германской национальной ассоциации предприятий грузового автомобильного транспорта и логистики BGL (Bundesverband Guterkraftverkehr Logistik und Entsorgung) д-р А.Цобель сообщил на заседании комиссии, что ассоциация рекомендует своим членам включать в договоры с клиентами обязательный пункт об индексации стоимости услуг транспортной компании соответственно удорожанию дизтоплива. Однако, по информации членов BGL, это далеко не всегда удается сделать. Часто заказчики выдвигают ответное требование о предоставлении им подробной калькуляции всех затрат транспортной компании.

В помощь автотранспортным предприятиям Международный союз автомобильного транспорта на основе данных, предоставленных Германской ассоциацией BGL и Британской ассоциацией FTA (Freight Transport Association), разработал таблицу расчета общих эксплуатационных затрат предприятия с учетом роста стоимости дизельного топлива.

Число осей (с учетом осей прицепа/полуприцепа)Размер сбора за километр пробега по автомагистралям, евро
Euro 5 и Euro 4Euro 3 и Euro 2Euro 1 и EuroO
До трех0,090,110,13
Четыре и более0,100,120,14


Рост стоимости топливаДоля расходов на топливо в общих эксплуатационных расходах
20%22%24%26%28%30%32%34%
Рост общих эксплуатационных расходов предприятия
1%0,20%0,22%0,24%0,26%0,28%0,30%0,32%0,34%
2%0,40%0,45%0,48%0,52%0,57%0,60%0,65%0,68%
3%0,60%0,67%0,72%0,78%0,85%0,90%0,97%1,02%
4%0,80%0,89%0,95%1,05%1,14%1,20%1,29%1,35%
5%1,00%1,12%1,19%1,31%1,42%1,50%1,61%1,69%
6%1,20%1,34%1,43%1,57%1,71%1,80%1,94%2,03%
7%1,40%1,56%1,67%1,83%1,99%2,10%2,26%2,37%
8%1,60%1,78%1,91%2,09%2,28%2,40%2,58%2,71%
9%1,80%2,00%2,15%2,35%2,56%2,70%2,91%3,05%
10%2,00%2,23%2,38%2,62%2,85%3,00%3,23%3,38%
11%2,20%2,45%2,62%2,88%3,13%3,30%3,36%3,72%
12%2,40%2,68%2,86%3,14%3,42%3,60%3,88%4,06%
13%2,60%2,90%3,10%3,40%3,70%3,90%4,20%4,40%
14%2,80%3,12%3,34%3,66%3,98%4,20%4,52%4,74%
15%3,00%3,35%3,58%3,92%4,27%4,50%4,85%5,08%


Вестник коммерческого транспорта