Китайцы разделяют дальневосточников
Новый погранпереход рядом с Хабаровском станет конкурировать с приморскими.
КНР заявила о 100-процентной готовности к созданию пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Это будет круглогодично действующий пограничный переход, стоимостью 10 млрд руб. По мнению экспертов, через новый погранпереход будет проходить часть грузов, которые сейчас направляют в пункт "Гродеково-Суйфэньхе", сообщает "КоммерсантЪ".
3 ноября Хабаровск посетила делегация госкомитета по развитию и реформам КНР во главе с начальником департамента восстановления северо-востока Чжэньфу Вэнь. На встрече с министром экономразвития и внешних связей Хабаровского края Александром Левинталем представители КНР дали окончательный ответ по поводу создания пункта пропуска на острове Большой Уссурийский.
Как рассказал Александр Левинталь, пропускная способность погранперехода составит 250 грузовых автомобилей, 50 автобусов, 1500 тыс. туристов. Предполагается также ввоз до 200 тыс. контейнеров в год, однако пока неизвестно, будет ли КНР экспортировать грузы в таком же объеме. Для сравнения: пропускная способность перехода в Хабаровском крае "Покровка-Жаохэ" - до 100 грузовых автомобилей в сутки, до 20 автобусов и до 300 пассажиров. При этом фактически в сутки через пункт "Покровка-Жаохэ" проходит лишь до 40 транспортных средств и 150-300 человек.
В правительстве Хабаровского края пока не называют стоимость строительства пункта пропуска на Большом Уссурийском. По подсчетам экспертов, только строительство моста через Амурскую протоку с подъездными путями составит порядка 4 млрд руб.
Александр Левинталь отметил, что российскую сторону в первую очередь интересует организация транспортного коридора на Большом Уссурийском. "Главное - прирост потоков грузов. В каком объеме - еще предстоит просчитывать. На встрече мы договорились представить друг другу пожелания относительно организации грузопотоков. Мы предварительно рассматриваем возможность пропуска контейнеров с китайской стороны, а с нашей - нефтепродуктов и переработанной древесины", - рассказал министр.
И.о. начальника Хабаровской таможни Дмитрий Зыков полагает, что новый погранпереход "может стать связующим звеном в транспортном коридоре между северными провинциями КНР и Ванинско-Совгаванским транспортным узлом". "Открытие нового перехода должно способствовать привлечению нового товаротранспортного потока", - считает он.
По мнению специалистов, на новый погранпереход перейдет часть грузов, отправляемых из Хабаровского края в Китай через переход "Гродеково-Суйфэньхе" (Приморский край). Это подтвердил и начальник управления лесопользования Минлеспрома Хабаровского края Александр Сюзюмов. Он считает, что переход на острове Большой Уссурийский будет востребован для предприятий лесной отрасли Хабаровска и южных районов края. Сейчас большинство этих грузов идет через Гродеково, лишь несколько, работающих в Бикине, везут грузы через Покровку.
По оценкам, реально строительство погранперехода может начаться не раньше 2011 года. В таком случае можно будет говорить о завершении строительства в 2013 году.
Доктор экономических наук, профессор ВГУЭС Александр Латкин:
- Несомненно, Приморский край понесет экономические потери с открытием нового погранперехода в Хабаровском. Транзитные грузы, тот же сибирский лес, дешевле и быстрее будет переправлять через Большой Уссурийский, чем через Гродеково. Сейчас коммерсанты собирают туристов в Хабаровском крае, везут на микроавтобусах через приморские переходы. Этот пассажиропоток направится к нашему северному соседу.
Ежедневные новости; 07.11.08