10.09.08

Китайцы ищут альтернативу петербургскому порту

Большой порт Санкт-Петербурга может лишиться части своих контейнерных морских перевозок с Китаем. Об этом на прошлой неделе заявил на 4-м Китайском международном форуме по развитию контейнерных и интермодальных перевозок заместитель руководителя представительства компании "Евросиб-Логистика" в Пекине Майкл Чжао. Он видит причину в возможном переходе части контейнерных грузопотоков из Большого порта Санкт-Петербурга в южные порты страны в нехватке терминальных площадей на территории Северной столицы. Сегодня до 90% контейнерных грузов, принимаемых Большим портом Санкт-Петербурга приходят из Китая. Альтернативой ему, как считает господин Чжао, может стать порт Новороссийск. Однако эксперты полагают, что новороссийский порт может оттянуть на себя не более 10% контейнерооборота порта Петербурга.

На прошлой неделе на 4-м Китайском международном форуме по развитию контейнерных и интермодальных перевозок Майкл Чжао отметил тенденцию изменения китайско-российских морских контейнерных грузопотоков. В своем выступлении он отметил, что главный российский контейнерный порт -- Санкт-Петербург -- перегружен. И уже сегодня используется путь доставки китайских грузов через Новороссийский порт. "Набирает популярность схема доставки китайских грузов через румынский порт Констанца до украинского Ильичевска и российского Новороссийска. Надо отметить, что Констанца начинает играть в Черном море такую же роль, какую играют порты Гамбург, Роттердам на севере Европы", -- сообщил Майкл Чжао.

Причина тенденции, по мнению господина Чжао, кроется в нехватке терминальных площадей в Санкт-Петербурге. Сами участники петербургского рынка морских перевозок подтверждают наличие дефицита площадей, дорог и инфраструктуры, но эта проблема возникла уже давно. Пока же ожидается открытие контейнерного терминала в порту Усть-Луга с пропускной способностью 3 млн TEU, который смог бы решить проблему нехватки терминальных площадей. Введение первой очереди планируется в этом году.

Как оценивают эксперты, почти 90% контейнерных грузов, принимаемых в Большом порту Санкт-Петербурга, приходится на Китай. По информации Северо-Западного таможенного управления, из стран дальнего зарубежья по стоимостному объему импорта через порты СЗФО первое место принадлежит Китаю -- $3,566 млрд. За последний год доля Китая выросла с 12% до 14,9%, стоимостный объем увеличился в 1,5 раза. Из Китая импортировались машиностроительная продукция, средства наземного транспорта, изделия из пластмассы, одежда и обувь. Большие океанские суда из Китая везут грузы в узловые порты Европы, такие как Гамбург и Роттердам, откуда уже на фидерных судах они поступают в порт Санкт-Петербурга. Как рассказал Ъ Дмитрий Васильев, руководитель компании ARIVIST Logistics Overseas GmbH (Гамбургское отделение таможенно-логистического холдинга Arivist), в порту Гамбурга обрабатывается около 40% контейнерооборота Санкт-Петербурга.

Объем перевалки контейнеров в январе-июле 2008 года Большого порта Санкт-Петербург вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 1,14 млн TEU. Ожидается, что в этом году Большой порт Северной столицы обработает 2 млн контейнеров против 1,68 млн за прошлый год. За первое полугодие 2008 года в Новороссийске контейнерный грузооборот составил 215 тыс. TEU, что на 40% превысило показатель за тот же период прошлого года.

Сергей Семенов, директор по развитию ООО "Морстройтехнология", полагает, что Новороссийский порт сможет максимум оттянуть на себя 25% от контейнерооборота Санкт-Петербурга. Дмитрий Васильев прогнозирует и того меньше. "Вряд ли порт Новороссийск сможет взять на себя больше 10 процентов от контейнерных морских перевозок Санкт-Петербурга. Теоретически возможно, что Новороссийский порт наладит с Китаем прямые судоходные линии. Однако, во-первых, порт в Новороссийске ограничен пропускной способностью Босфорского пролива, который смогут пройти не все океанские суда. Во-вторых, сами производительные компании, находящиеся в районе Санкт-Петербурга, не заинтересованы в том, чтобы детали и комплектующие доставлялись к ним через Новороссийский порт. Дорожная сеть и пропускная способность существующих сегодня в Новороссийске терминалов не способны кардинально изменить ситуацию с перераспределением морских грузопотоков в пользу Новороссийска. Тот рост контейнерооборота, который возможен в Петербурге в будущем, может перенять на себя украинский Ильичевск", -- говорит господин Васильев.

КоммерсантЪ (С-Петербург) ; 10.09.2008