02.07.20

Китайцы доплатят за доставку

«AliExpress Россия» и Cainiao начнут субсидировать логистику для продавцов.

«AliExpress Россия» и его партнер, китайский логистический оператор Cainiao в течение года планируют вложить до 500 млн руб. в субсидирование доставки внутри России. Это позволит снизить тарифы и порог бесплатной доставки от российских продавцов, объем продаж которых в прошлом году достиг почти 36 млрд руб. Так Cainiao хочет усилить позиции на рынке — сейчас его услугами пользуются только около половины российских продавцов площадки.

«AliExpress Россия» (принадлежит Alibaba Group, Mail.ru Group, «МегаФону» и Российскому фонду прямых инвестиций) и Cainiao (Alibaba Group) выделят до 500 млн руб. на субсидирование доставки для российских продавцов платформы, рассказали “Ъ” представители компаний. Вместе с этим введена новая система тарифов, включая бесплатную доставку в Москве и Подмосковье заказов стоимостью от 500 руб. в пункты выдачи и постаматы и от 2,5 тыс. руб.— курьером до двери. Порог разнится в зависимости от региона.

Условием получения субсидий на доставку продавцом станет его работа с Cainiao.

Сейчас, по собственным данным компании, около половины заказов в российском AliExpress отправляется ее силами. При переходе на новую схему тарифов продавец больше не сможет устанавливать платную доставку и будет оплачивать ее сам. Новым продавцам «AliExpress Россия» и Cainiao предоставят десять доставок за свой счет, а в дальнейшем будут субсидировать 60 руб. от стоимости отправки заказа. Введение бесплатной доставки приведет к росту продаж для продавцов в полтора—два раза, ожидают в компаниях.

По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2019 году объем российского рынка e-commerce превысил 2 трлн руб. Согласно данным рейтинга Data Insight Top-100, объем продаж российских продавцов на «AliExpress Россия» в прошлом году составил 35,9 млрд руб., по этому показателю площадка заняла седьмое место в России.

Заявленных субсидий может хватить на существенно больше заказов, чем прошлогодние показатели площадки в 5,5 млн, отмечает партнер Data Insight Борис Овчинников.

У российских маркетплейсов преобладает другая модель — когда стоимость доставки уже заложена в комиссию площадки, отмечает он. На «Беру» продавцы не платят отдельно за доставку, стоимость уже включена в комиссию, подтверждает руководитель отдела развития продаж маркетплейса Иван Миронов. Покупатель же оплачивает доставку по фиксированным тарифам в зависимости от региона, в некоторых из них также есть порог бесплатной доставки.

В goods.ru «разделяют тарифную политику» с продавцом, покупателем и логистическим оператором, говорит руководитель управления логистики маркетплейса Руслан Зиганшин. Это позволяет выставлять тариф на доставку для покупателя, исходя из конкурентного окружения, иногда субсидируя ее стоимость, а тарифы для конкретного продавца могут меняться в зависимости от продаж и ассортимента.

Субсидирование доставки важно на этапе бурного роста рынка e-commerce, Ozon также этим занимается, но иначе работает с продавцами, говорит заместитель гендиректора по связям с индустрией компании Мария Заикина. Так, продавец платит комиссию за продажу и фиксированную сумму за размещение товара и его доставку при работе со складами Ozon, который берет на себя упаковку и консолидацию заказов. Если же поставщик выберет доставку со своего склада, она обойдется дороже.

Бесплатная доставка — важный психологический инструмент в интернет-продажах, но зачастую продавцы опасаются «зашивать» цену доставки в стоимость товара, которая от этого становится неконкурентоспособной, указывает исполнительный директор фулфилмент-оператора Reworker Алексей Жуков. Субсидии от платформы, по его мнению, теоретически могут позволить преодолеть сложности этого шага для критической массы продавцов.

Коммерсантъ