27.04.09

Китайский ширпотреб: новые формы традиционного бизнеса

Деловой журнал ChinaPRO

Два года тому назад российская таможня оповестила всех о крайне неприятной статистике: Россия резко сдала свои позиции в торговле с Китаем. За год (с 2006 г. по 2007 г.) импорт в Россию вырос на 58,4%, в то время как российский экспорт в Китай сократился на 10,5%. Многие тогда заметили, что публикация таможенников совпала с началом визита в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао, высказавшего уверенность, что к 2010 г. товарооборот с Россией будет увеличен вдвое. Заметили и предположили, что в 2010-м вся Россия будет завалена китайским ширпотребом. Хотя в постперестроечные 90-е и первые двухтысячные только и думали о том, чтобы китайского было как можно больше. А как иначе? Ведь другое было не по карману.

Ширпотреб в обмен на лояльность

Мечта российских граждан заполучить в свое распоряжение товар дешевый и с виду как у всех для постперестроечного бизнеса стала своего рода синонимом основного инстинкта. Благодаря чему в Россию хлынул поток ширпотреба. Везли, как могли, одни сумками, другие контейнерами, третьи вообще – самолетами. То есть "благодаря" изогнувшейся и застывшей в неприличной позе российской промышленности импорт стал воплощением состоятельности. Правда, состоятельности не всегда качественной, зато вдоволь.

Китай в такой товарной круговерти занимал лидирующие позиции. Например, к 2002 г. 80-85% всех грузов, доставляемых в Россию по воздуху, составляли товары из Азии, в основном из Китая. Крупнейшими перевозчиками на этом направлении стали авиакомпании East Line, "Атлант Союз", "Аэрофлот" и "Волга-Днепр", которые обеспечивали поставки из Китая в Домодедово. А группе East Line, управляющей этим аэропортом, ко всему прочему удалось выстроить удобную для перевозчиков цепь доставки товаров из китайских аэропортов до двери потребителя. Важнейший элемент цепи — таможенный пост, который лояльно относится к товарам из Китая. В результате не менее 75% товаров на московские рынки доставлялось самолетами, где за кг нужно было выкладывать около $5? Кстати, по данным налоговой полиции тех лет, только теневой оборот китайского ширпотреба оценивался в $50 млн в год. По неофициальным данным – в два раза выше.

Откуда дровишки

О природе производителей всего этого изобилия в большинстве своем российский покупатель голову не ломал – Китай и этим все сказано. Однако сугубо женский взгляд на китайский ширпотреб определял весьма точно – то, что родом из Хейхэ или Суйфэньхэ, очень невыгодно отличается от пекинского и шанхайского, а это лишь подтверждало разницу между произведенным на фабрике и "цеховиками". Единственное – у фабричного цены повыше.

Приграничные Хейхэ и Суйфэньхэ упомянуты не зря. Эти сухопутные ворота в Россию фактически на руках "несунов" обеспечивали счастье значительной части небогатых российских граждан. Насколько качественный товар шел через них, можно судить хотя бы по тому, что еще в 2005-м, будучи в министерстве коммерции КНР, дальневосточные журналисты пытались втолковать торговому представителю, что хорошо бы китайским властям обратить внимание на приграничную торговлю. Ведь по качеству предлагаемых товаров россияне судят в целом о Китае. Но их или не поняли или, скорее всего, не захотели понять. Во всяком случае, именно так оценила пишущая братия реакцию китайцев на свои предложения. Зато помощник министра иностранных дел Ли Хуэй тогда же обратил внимание на трудности, которые возникают у китайцев на границе. По его словам российский таможенник тратил на граждан КНР 20 минут, в то время как на россиян лишь несколько секунд. Короче говоря, тогда все остались при своем. Но было бы несправедливым говорить, что дело о качестве китайского ширпотреба также замерло. Напротив, буквально через несколько месяцев в Москве открылся таможенный склад специально для китайских товаров, который начал обслуживать крупные фирмы-производители. Таким образом, решилась часть проблем, связанных с некачественным ширпотребом из Поднебесной. Его просто начали выдавливать.

Конец народной торговли?

Что-то похожее на выдавливание и попытки приведения ситуации к некой системе, но уже в "мешочном" секторе в 2008-м началось и на самом Дальнем Востоке. В результате чего "местные" китайцы, занимавшиеся ввозом ширпотреба в Россию, вынуждены были искать продавцов из России, а число граждан, пересекающих границу, сократилось на 20% – с 5 до 4 млн человек. Лиц, которые везут товар на торговлю самостоятельно, считанные единицы. В основном в этой сфере задействованы предприимчивые дельцы. Тем не менее, сумма платежей за провозимый товар возросла в 1,4 раза и составила $16 млн. Что касается "помогаечного" бизнеса, за счет которого жили многие турфирмы, то, руководители туристических компаний все как один открестились от этого занятия. Еще бы, ведь перемещение товара физическими лицами не для собственных нужд, а для коммерческой деятельности есть ничто иное, как нарушение административного законодательства. В результате так называемая народная торговля между Благовещенском и Хэйхэ фактически потеряла смысл. Уже больше месяца таможня с российской стороны не пропускает туристов с 35-килограммовыми сумками через границу.

Контролеры под контролем

О том, что Россия решила-таки навести хоть какой порядок в области поставок продукции из-за рубежа, говорит тот факт, что не были обойдены стороной "подвиги " таможенников, "лояльно относящихся к провозу товаров в страну ". Только за первую половину 2008 г. за взятки в отношении сотрудников Федеральной таможенной службы возбуждено более 300 уголовных дел. Хотя, стоит признать, что таможня дала слабину не сегодня и даже не вчера. По словам самих таможенников, устойчивые каналы контрабанды сложились в России еще в 90-х гг., когда таможенные нарушения провоцировались неадекватной экономической политикой. Тогда же, в 90-х, и начался массовый передел собственности на таможне, который длился вплоть до 2003 г. В результате контрабанда стала более структурной и доказать преступление с тем же ширпотребом теперь гораздо сложнее.

На рынке пока все по-старому

В последнее время, после того, как поток "фонарей" и "помогаек" иссох, у благовещенских предпринимателей одна тема для разговора – товар из Китая вывозить сложно, скоро его просто не будет хватать. Мотивация простая – за перевоз теперь нужно платить, а это не выгодно. Вот и пугают бизнесмены народ "вещевым коллапсом", мол, больше у амурчан не будет возможности одеваться по доступной цене. Хотя, судя по тому, что рынки Благовещенска по-прежнему заполнены одеждой из Китая, количество товара особо не уменьшилось, пусть и пострадал от таможенных санкций наиболее многочисленный отряд частных перевозчиков. При этом сами торговцы не верят, что товара станет намного меньше, большая часть из них рассчитывают на то, что ближе к лету ситуация разрешится. А пока в рейтинге китайских городов, откуда еще везут одежду, обувь, сумки, лидирует Пекин.

Есть еще одна особенность современной приграничной торговли – подавляющее количество всего ширпотреба, оказывающегося на российской стороне, переправляется на вещевые рынки в центр страны. Ведь если бы все, что везут, оставалось в приграничье, то его города бы давно были бы завалены по крыши домов китайским ширпотребом. Примерно так, как казалось еще каких-нибудь два года назад после опубликования таможенной статистики, совпавшей по дате с визитом в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао. Так что еще нужно посмотреть, сдала ли Россия в торговле с Китаем, либо произошло то, что должно было произойти – все постепенно приходит к одному знаменателю, выгодному как для Китая, так и для России.