11.04.07

Китайские грузы обойдут Читу

До 50 млрд руб. годовой прибыли может принести ОАО «РЖД» эксплуатация обхода Читинского железнодорожного узла, по которому пойдет до 45 млн тонн грузов в год.

С 2000 по 2006 год объем торговли между Россией и Китаем вырос с $8 млрд до $33 млрд, а к 2010 году прогнозируется его увеличение до $60 млрд. При этом большая часть грузопотока идет по Забайкальской железной дороге.

Для того чтобы справиться со стремительным ростом товарооборота, ЗабЖД уже в следующем году начнет электрификацию участка Карымская – Забайкальск. Как считает главный инженер дороги Александр Большаков, после перехода на электрическую тягу Южный ход магистрали сможет пропускать более 48 млн тонн грузов в год.

Однако для бесперебойного движения поездов по ЗабЖД одной комплексной реконструкции участка Карымская – Забайкальск недостаточно. Грузопоток по Транссибу на участке Петровский Завод – Забайкальск сдерживают транспортные узлы станций Чита-1 и Чита-2.

Проект их железнодорожного обхода был разработан Томгипротрансом еще в начале 1970-х годов. Однопутную ветку длиной 21 км планировалось построить вдоль южного берега реки Ингода.

Для соединения с Транссибом через реку намечено было навести два моста – напротив станций Черновская и Антипиха. При этом на обеих станциях предполагалось удлинить приемо-отправочные пути, а на станции Черновская еще и проложить третий главный путь длиной четыре километра.

В 1989 году госкомиссия приняла первую очередь строительства: земляное полотно и опоры моста возле Антипихи. Но с началом реформ, несмотря на готовую проектную документацию, строительство обхода остановилось.

Теперь, с развитием российско-китайских отношений, выгода от скорейшей реализации проекта очевидна.

По оценке экономистов Забайкальской, в 2010 году по обходу можно было бы пустить 28,5 млн тонн грузов, а в 2015-м – уже 44,5 млн тонн. Кроме того, строительство обхода увеличит плечи обслуживания локомотивных бригад на 264 км. Прогнозируется и рост участковой скорости на 1,8 км/ч.

Также с вводом ветки в обход Читы можно будет пустить транзитные и перевозящие опасные грузы поезда.

«Если мы пустим поезда в обход Читы, их скорость будет значительно выше – выиграем минимум 30 минут. Появится еще один, запасной железнодорожный ход около Читы.

Более того, будут решены вопросы с безопасностью и экологией», – говорит губернатор Читинской области Равиль Гениатулин.

Сметная стоимость строительства обхода – 3 млрд руб., в то время как эффект ОАО «РЖД» от ее эксплуатации ожидается более 23,3 млрд руб. в 2010 году и более 48,7 млрд руб. – в 2015 году.

В 2005 году Мосгипротранс по заданию ОАО «РЖД» подготовил технико-экономическое обоснование проекта обхода. А в середине марта этого года на технико-экономическом совете по перспективам развития Южного хода главный инженер дороги Александр Большаков отметил, что строительство обхода представляется более экономичным, чем расширение расположенных в черте города станций Чита-1 и Чита-2.

«Целесообразность строительства объезда очевидна. Но пока объект пребывает в «стадии недостроя». И чем дольше сохраняется такая ситуация, тем больше средств придется потратить на восстановление уже имеющихся объектов этой ветки», – считает начальник службы технической политики Забайкальской дороги Сергей Савчук.

«Гудок» 11.04.2007