Китай предлагает построить «стальной караван евразийского континента»
Создать «стальной караван евразийского континента» и Ассоциацию бизнеса Большой Евразии предложили участники специальной панели «К Большой Евразии через сопряженность государств, бизнеса и людей», которую провели Евразийский банк развития (ЕАБР) совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в рамках Первого Евразийского конгресса. Модератором дискуссии выступил член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Заместитель министра коммерции КНР Юй Цзяньхуа отметил особенности непростого времени пандемии. При этом Китай и страны ЕАЭС взаимно поставляют друг другу материалы медицинского назначения, обеспечивают цепочку поставок, а также реализуют соглашение о сотрудничестве. Согласно новому 14-му пятилетнему плану, Китай со следующего года готов начать новый этап строительства открытой экономики.
Представитель КНР озвучил несколько инициатив по сотрудничеству с ЕАЭС. Так, предлагается запустить технико-экономическое обоснование по Соглашению о зоне свободной торговли между странами ЕАЭС и Китаем. Такой формат нужен для развития экономик всех сторон, либерализации и укрепления мировой торговли и инвестиций. Важно также обеспечить бесперебойность экономической деятельности, углубить двусторонний диалог, усилить стыковку стандартов. Для этого необходимо в том числе использовать площадку Совместной комиссии по реализации соглашения между ЕАЭС и Китаем, внедрить меры по упрощению процедур международной торговли, развивать трансграничную электронную коммерцию и обеспечить бесперебойность поставок.
Юй Цзяньхуа также озвучил необходимость повышения уровня взаимосвязи. Важно было бы продвигать строительство «зеленых» коридоров для грузов, повысить эффективность таможенного оформления в приграничных портах, совместно построить логистические и складские центры, «стальной караван евразийского континента» с активизацией строительства экономических коридоров, таких, как Новый евразийский мост.
Президент РСПП Александр Шохин заметил, что в период кризисов бизнес особенно заинтересован в новых драйверах роста, снижении барьеров. Кризисные явления пандемии только усилили эту потребность. А роль региональных соглашений заметно выросла: участники таких объединений гораздо меньше пострадали из-за пандемии. В этом контексте следует рассматривать проект Большой Евразии, которая могла бы стать единым бесшовным пространством. Но для реализации инициативы и вовлеченности бизнеса нужны конкретные проекты. Для обмена идей и взаимодействия с бизнесом можно было бы создать Ассоциацию Большой Евразии, соответствующую цифровую платформу. Тогда Большое Евразийское партнерство будет не только брендом. Появится реальное содержание с прикладными интересами бизнеса.
Постоянный представитель Российской Федерации при ЕС Владимир Чижов заметил, что совсем скоро можно ждать новую расстановку фигур среди мировых игроков. Это естественный процесс и вполне естественной является эволюция Большой Евразии в один из полюсов. При этом среди целей такого партнерства – формирование преференциальных режимов торговли, переход к новой системе валютно-финансовых отношений и, как следствие, обеспечение долгосрочного процветания. В этой связи введение односторонних протекционистских мер, создание барьеров – крайне негативны.
Как отметил Антонио Фаллико, закрываться изнутри экономических макрорегионов, глядя на окружающих, как на смертельных конкурентов, было бы ошибкой. Такой выбор с торговыми и тарифными войнами, санкциями и другими методами нечестной, нерыночной конкуренции не обеспечит вывод всей экономической миросистемы из кризиса и не приведет к устойчивому развитию. «Успех одних приведет к провалам других, составив основу для новых конфликтов», – подчеркнул он. Более перспективным, по мнению Антонио Фаллико, представляется другой путь – поиска точек соприкосновения и сотрудничества между макрорегионами, чтобы вместе лучше преодолевать общего врага – санитарную и экономическую пандемию. «Евросоюз, ЕАЭС и зона свободной торговли Восточной Азии должны объединять свои усилия», – уверен профессор.
Посол Индии в России Д.Б. Венкатеш Варма считает, что концепция Большой Евразии далеко не нова и, если углубиться в века, это совершенно естественная связь и коридоры, которые формировались тысячелетиями. Поэтому Индия всегда поддерживала путь к интеграции и евразийскому партнерству, это отличная платформа для больших свершений с огромным потенциалом. Так, по его мнению, «соглашение между Индией и странами ЕАЭС позволит увеличить оборот до 15 млрд долларов, и это не предел. Это все часть одной большой картины. Мы видим возможности везде, стараемся быть членами разных организаций».
Посол по особым поручениям МИД РФ Кирилл Барский, в свою очередь, отметил актуальность принципа евразийской солидарности, нацеленности на обеспечение социально-политической стабильности. Инициатива евразийского партнерства способна дать мощный импульс развития регионального сотрудничества. Пяока создание Большой Евразии, конечно, только идея, отметил Барский. Но ее реализация вполне реальна, может показать некий образ будущего и создать позитивную повестку, в которой сейчас так все нуждаются.
Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, управляющий Международного финансового центра «Астана» Кайрат Келимбетов считает, что Центральная Азия сегодня – это во многом инфраструктура. В том числе это платформа взаимосвязанностей: многие из стран не имеют выхода к морю, но при этом, по расчетам BCG, это очень большой рынок, емкостью свыше 100 млн человек. Поэтому очень важна взаимосвязанность и различные платформенные решения.
Подводя итог дискуссии, министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев отметил, что сегодня в мире осталось не так много инструментов и драйверов развития: инструменты бюджетного стимулирования практически исчерпаны, дальнейшее применение монетарных методов выглядит почти нереальным, а оснований предвидеть взрывной рост торговли в нынешних условиях тоже немного. «Сегодняшняя дискуссия показывает, что этот глобальный драйвер находится у нас прямо перед глазами – это наш огромный континент, тот потенциал, который может быть раскрыт через связанность, через трансъевразийские коридоры, проекты и общую повестку развития в сфере цифровизации и вопросов климата», – заявил министр.