19.01.23

Китай и Индия будут увеличивать закупки нефти из России

Рост спроса на нефть в этом году составит 2,22 млн баррелей в сутки, половину его (1,11 млн баррелей в сутки) обеспечат страны Азии. Причем на основных покупателей российской нефти придется большая часть: на Китай - 0,51 млн баррелей в сутки, на Индию - 0,25 млн баррелей в сутки. Такие данные приводятся в свежем прогнозе ОПЕК.

Фактически этот рост спроса в Азии перекрывает максимально возможный объем российской нефти, который мог остаться невостребованным после эмбарго Евросоюза на ее импорт 5 декабря прошлого года. Понятно, что за рынки сбыта еще придется побороться, но учитывая дисконт нашей нефти к маркерным сортам и уже налаженные связи с покупателями в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), проблем у нас возникнуть не должно.

Ближневосточная нефть - наш основной конкурент в АТР - окажется в этом году очень востребованной на европейском рынке, где за нее явно станут платить больше, поэтому странам ОПЕК демпинговать и бороться за китайский или индийский рынок особого смысла не будет.

Из серьезных конкурентов для нас остаются только США, но здесь опять же нам на руку сыграет дисконт российской нефти.

Американским производителям проще не бороться за покупателей в Азии, давая дополнительные скидки, а продавать нефть в Европу, где ее будут смешивать с ближневосточными сортами. К тому же в силу особенностей нефтяной отрасли в США, чем больше они будут экспортировать нефти, тем больше им ее придется импортировать с того же Ближнего Востока или из Латинской Америки. Одна Канада все потребности США - крупнейшего в мире потребителя углеводородного сырья не перекроет.

Есть в прогнозе ОПЕК и еще один нюанс. Он, скорее всего, не учитывает еще не принятые санкции против России, а именно, эмбарго ЕС на импорт наших нефтепродуктов и потолок цен на них. Как отмечает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин, этот фактор еще стоит оценить по мере появления актуальной информации после наступления эмбарго в феврале.

А спрос на нефть после этого вырастет обязательно. Перенаправить все объемы готового топлива из Европы на рынок АТР у нас едва ли получится. В этих странах его производится с избытком. Часть дизельного топлива и мазута мы можем продать Китаю и Индии, но только с условием, что нам будет выгодно их поставлять, а им перепродавать на Запад. Либо заменять российскими свои нефтепродукты на внутреннем рынке, а свое топливо экспортировать в Европу.

В текущих реалиях такая взаимозаменяемость вполне возможна, считает партнер практики налогов и права группы "Деловой профиль" Александр Силаков. Россию нельзя просто взять и вычеркнуть с рынка нефти и нефтепродуктов, добыча и производство которых относительно стабильны, как стабильно значима и доля России (порядка 13%). Естественно, в такой схеме от нас потребуются скидки, но со временем рынок придет в норму и размер скидок существенно снизится. Процесс нормализации будет зависеть от выстраивания независимой финансовой, страховой и логистической архитектуры, что предотвратит командно-административное давление на международный рынок нефти и нефтепродуктов, поясняет эксперт.

Перепродажа российской нефти выгодна посредникам, поскольку они покупают ее с дисконтом

С другой стороны, с учетом необходимых скидок и затрат на транспортировку экспорт нефтепродуктов (особенно дешевых) может быть невыгодным для отечественных производителей. И в этом случае мы опять возвращаемся к росту экспорта сырой нефти.

По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, здесь в лидеры выходит Индия, так как покупает российскую нефть с дисконтом, перерабатывает ее и продает нефтепродукты в страны ЕС по рыночным ценам. По данным аналитической компании Vortexa, Россия является крупнейшим экспортером сырой нефти в Индию на протяжении трех месяцев подряд, увеличив поставки по итогам декабря на 24%, относительно ноября 2022 года, до 1,17 млн баррелей в сутки. А основными покупателями российской нефти стали частные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).

Схема с перепродажей российской нефти выгодна для государств посредников, так как они покупают ее со значительным дисконтом, отмечает Чернов. Множество танкеров с российской нефтью (примерно 30%) выходят из портов без конечного пункта назначения, что может означать, что они переливают ее в другие танкеры, возможно даже смешивают с другими сортами. После этого юридически эта нефть уже не является российской и ее можно продавать без ограничения стоимости в 60 долларов за баррель (потолок цен G-7 для российской нефти).

В результате по итогам этого года спрос на нефть может вырасти более значительно, чем предполагает ОПЕК. Причем драйвером роста останутся страны АТР, а удовлетворять свои потребности они будут в первую очередь за счет российской нефти.

Российская газета