Казахстан превращается в среднеазиатский транспортный хаб. Что это означает для Евразии
19 мая в китайском порту Ляньюньган начали строительство казахстанского логистического терминала, который должен стать одним из элементов экономического пояса Шёлкового пути.
Данный порт использовался РК для грузовых перевозок с 1995 года в рамках соглашения с Китаем, а в прошлом году по итогам визита председателя КНР в РК была достигнута договорённость о предоставлении Казахстану территории в порту для строительства собственного терминала. Также между АО «Национальная компания «Казахстанские железные дороги» и Ляньюньганской портовой компанией в феврале этого года было подписано соглашение о совместном управлении логистическим терминалом посредством создания СП «Казахстанско-китайская международная компания г. Ляньюньган». Казахстану в СП будет принадлежать 49% акций, Китаю — 51%.
Стоимость возведения логистического центра составит 99,3 миллиона долларов США. Планируется, что к концу 2015 года терминал сможет обслужить грузы в объёме свыше 250 тысяч двадцатифутовых эквивалентов с перспективой увеличения мощностей в два раза к 2020 году.
После ввода в эксплуатацию данного терминала РК получит возможность переработки и перевалки транзитных грузов из стран Юго-Восточной Азии и Северной Америки, а также товаров, экспортируемых из Казахстана. Время доставки грузов сократится на треть — с 45 до 10–15 дней. Сторонами прорабатывается вопрос применения единых тарифов при транспортировке грузов любым видом транспорта из порта, что позволит дополнительно снизить затраты на экспорт и импорт товаров.
Также 16 мая в ходе 9-го заседания Казахстанско-китайского подкомитета по сотрудничеству в области железнодорожного транспорта с КНР была достигнута договорённость о необходимости развития трансконтинентальных перевозок между Китаем и Казахстаном. В рамках заседания были обсуждены вопросы увеличения транзитных перевозок через пограничные переходы Достык – Алашанколь и Алтынколь – Хоргос.
Теперь же к данному поясу присоединится казахстанский логистический терминал в порту Ляньюньган. Данный порт примечателен своим географическим положением, морскими линиями с японским портом Осака, корейским портом Пусан, а также железнодорожным сообщением с рядом крупных китайских портов.
Напомним, что данные мероприятия осуществляются в рамках программы по индустриализации Казахстана и превращения республики в логистический хаб в Средней Азии. Для этого ранее была создана и функционирует специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота» со специализацией на логистике и торговле с КНР. Также Казахстаном планируется строительство зерновых терминалов на границе Туркмении и Ирана для экспорта зерновых в восточном направлении и введение в эксплуатацию новой железнодорожной линии, которая соединит Казахстан и Иран через Туркменистан.
Кроме того, введение данного терминала в строй и начало его полноценного функционирования приведёт к снижению роли Киргизии как посредника в торговле между КНР и странами Средней Азии, а также серьёзно ухудшит и без того нерадостные перспективы киргизского вещевого рынка Дордой и окажет стимулирующее воздействие на элиты Киргизии в плане евразийской интеграции. Казахстан же серьёзно усилит свои позиции республики-хаба в сердце Евразии.
Проект Однако