18.02.25

Калининградские перевозчики больше не могут оформить вывозимый через порты товар

Транспортная отрасль российского эксклава столкнулась с новой проблемой. Из-за последних изменений, которые внесли в федеральный закон "Об особой экономической зоне Калининградской области", таможенное оформление грузов теперь должно проводиться до начала морской перевозки. Это означает, что товары, которые грузят в фурах на паромы до "большой" России, теперь нельзя зарегистрировать в порту. Коллизия уже привела к новым простоям и издержкам автоперевозчиков.

Сегодня паромы остались единственным надежным способом грузового сообщения с основной территорией страны. По железной дороге невозможно провезти санкционку, а прохождение сухопутной российско-литовской границы во многом зависит от настроения прибалтийских соседей. Поэтому фуры поехали морем.

До недавнего времени процедуру таможенной идентификации товаров можно было без проблем пройти перед погрузкой в порту. Она является обязательной, поскольку подтверждает, что продукция произведена на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Без ее прохождения вывезти что-либо из эксклава невозможно: все товары здесь априори считаются иностранными.

Однако в последние два-три месяца ситуация заметно ухудшилась.

- Транспортное предприятие больше не может подтвердить статус вывозимого товара непосредственно перед погрузкой. Раньше такой запрет касался лишь железнодорожных вагонов, теперь его распространили и на автомобильный транспорт. Мы все понимаем, чем это чревато для отрасли, - прокомментировала вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Марина Фицак.

Как это работает на практике? Раньше водитель мог оставить прицеп на таможне в порту и уехать за следующим. Сейчас такая история оказалась под запретом.

Представители Калининградской областной таможни рады бы помочь предпринимателям, но вынуждены работать в рамках действующего законодательства. При этом в ведомстве неоднократно указывали на неоднозначность поправок в законе об ОЭЗ и приказа N 55-Н Минфина России, закрепившего новый порядок таможенного оформления грузов, вывозимых с территории особой экономической зоны.

- Эти изменения негативно сказываются не только на логистических компаниях, но и на производственных предприятиях. Мы вынуждены поднимать расценки на доставку грузов, поскольку теперь нужно искать дополнительных водителей, арендовать больше тягачей. Если раньше можно было разом привезти в порт три полуприцепа, то сейчас - только один. Эффективность упала в три раза, - отметил соучредитель транспортной компании Сергей Гоз.

Расходы при этом выросли более чем на сто тысяч рублей. Об этом сообщают региональные производители. Сейчас многие вынуждены аккумулировать грузы на складах, чтобы завершить все таможенные процедуры. За временное хранение товаров приходится платить немалые деньги.

- Мы раньше не сталкивались с такими трудностями. Росморпорт стабильно дает нам три дня на все процедуры. За это время мы спокойно отправляли в рейс на пароме около 30 грузовых фур. Сейчас по новым правилам пропускают не больше восьми машин, и за этот срок мы не успеваем их оформить. Издержки исчисляются сотнями тысяч рублей, - подчеркнул представитель калининградского производителя упаковки Денис Карафелов.

В самом Росморпорте к изменениям в законодательстве, касающимся ОЭЗ Калининградской области, относятся скептически. Руководитель калининградского управления Андрей Мошков пояснил, что инициатива по ужесточению таможенного оформления грузов не исходила от портовых терминалов или бизнеса. Сейчас после оформления владелец должен привезти груз в пункт убытия в течение 24 часов. Однако далеко не все порты региона готовы к такому потоку, инфраструктура не справляется. В качестве примера эксперт привел новый порт в городе Пионерском, куда на регулярной основе начал заходить паром "Антей". Накопительных площадок там не хватает, из-за чего наблюдаются задержки и простои.

Пока единственным товаром, который худо-бедно можно вывезти из региона или привезти в него по суше минуя паромы, остаются продукты питания. Однако бизнес признается, что в нынешних реалиях грузовладельцы не понимают, за сколько дней они смогут пересечь границу и доставить условный скоропорт в "большую" Россию. Многое зависит как от работы литовской стороны, так и от неоднозначной системы электронной очереди. Все эти проблемы, убежден президент Калининградской ТПП Феликс Лапин, приводят к уходу региональных производителей с общероссийских рынков. Контрагенты больше не хотят нести риски за несвоевременную поставку товаров. А здесь еще и море подставило бизнесу подножку.

Единственная надежда - на очередные поправки в законе об особой экономической зоне, о которых уже неоднократно говорилось. Представители Калининградской торгово-промышленной палаты и предприниматели настаивают на компромиссном варианте. Они предлагают дать бизнесу выбор: пройти таможенное оформление в порту или в регионе, где непосредственно ведется хозяйственная деятельность.

P. S.

Эксперты полагают, что проблемы с оформлением товаров в портах региона не позволяют наращивать грузооборот на морских линиях.

Для примера, в прошлом году паромы и сухогрузы перевезли около 26 тысяч единиц накатной техники и 11 тысяч контейнеров. Это соответствует показателям 2023 года при условии, что потребности российского эксклава на волне туристического бума и общего промышленного роста увеличились.

Российская газета