Как выживать в случае таможенных конфликтов
В конце ноября Россия ввела режим стопроцентного таможенного досмотра грузов из Литвы. Теперь, чтобы пересечь границу с Калининградской областью, автомобилям приходится проводить в очереди не один день. Таможенники отказываются объяснять причины задержек, а перевозчики и бизнесмены, проклиная санкции, с грустью подсчитывают многомиллионные убытки и думают, как избежать подобных катаклизмов в будущем...
Тем более что это уже не первая подобная ситуация на литовско-российской границе. Режим стопроцентного досмотра уже вводился российскими таможенниками осенью 2013 года, когда Литва председательствовала в ЕС. Тогда он продлился больше месяца, а убытки перевозчиков составили порядка 150 млн рублей. На этот раз, учитывая непростую политическую обстановку, таможенная «война» может затянуться на гораздо более долгий срок.
Таможня строгого режима
«Обычно в таких ситуациях таможней выдается распоряжение об изменении степени досмотра, — объясняет Андрей Виноградов, заместитель декана факультета логистики НИУ ВШЭ. — Он может быть установлен на уровне 10, 50 или 100%». Как отмечает эксперт, такое решение принимается руководителем таможенного поста на основании конкретной ситуации. В случае с Литвой оно было регламентировано внутренними распоряжениями, так как официального постановления от Федеральной таможенной службы не поступало.
«Возможно, также был изменен и профиль риска, в который попали товары литовского происхождения и транспортные средства с литовскими номерами, — добавляет Андрей Виноградов. — Однако никакая официальная информация по этому поводу также не обнародовалась».
Время, на которое увеличивается досмотр при стопроцентном режиме, зависит от характера груза. В этом случае предполагаются полная выгрузка и пересчет всего товара внутри кузова, поэтому осмотр одной машины может затянуться на несколько часов. Как отмечают литовские перевозчики, сейчас на некоторых постах границу пересекают всего лишь три-четыре автомобиля в сутки.
Подсчитывая убытки
Сложившаяся ситуация больно бьет по всем участникам логистической цепи. Естественно, теряют деньги грузополучатели, которые несут обязательства перед своими клиентами. Товар приходит позже назначенного срока, и происходят срывы отгрузок.
Есть убытки и у перевозчиков, причем страдают как российские, так и литовские компании. Кстати, сектор транспортировки и грузоперевозки создает в этой прибалтийской республике большую часть ВВП, поэтому текущая ситуация может привести к огромным отрицательным изменениям в экономике Литвы. До 30% логистических маршрутов из этой страны приходится на Россию, сейчас же от услуг литовских перевозчиков клиенты начинают активно отказываться. Правда, теряют деньги и некоторые российские предприятия. К примеру, в той же Калининградской области многие предприятия малого и среднего бизнеса получают сырье с территории Литвы.
«Что касается глобальных морских перевозчиков, то на них эта ситуация, по сути, никак не сказалась, — отмечает Максим Ярцев, эксперт по логистике. — Единственное — возможно, им потребуется переориентировать поток порожних контейнеров, но это не играет критичной роли. Морские перевозчики в этом плане имеют достаточно гибкий бизнес». А вот те, кто работает на локальных регионах или рынках, пострадают гораздо сильнее. Наиболее яркий пример — автомобильные перевозчики, которые возили продукты из ЕС в Россию в рефрижераторных фурах. Они потеряли большие объемы заказов. «Перевозки в Россию на «длинном плече» плюс к экспорту были неплохим заработком,— поясняет Максим Ярцев. — Теперь они будут вынуждены переориентироваться на внутриевропейские доставки или на доставки в страны СНГ, откуда идет мало экспорта».
Российские перевозчики пока не знают, как реагировать на ситуацию, и надеются, что такое положение дел не продлится долго. «Наши фуры стоят на границе по неделе. При этом со стороны таможни мы так и не услышали никаких объяснений по поводу того, что происходит, — рассказывает директор одной из калининградских транспортных компаний, пожелавший не раскрывать своего имени. — Больше всего выбивает из колеи полное незнание ситуации и непонимание того, сколько она еще может продлиться».
Чтобы компенсировать возможные перебои с поставками товаров, грузополучателям приходится увеличивать страховые запасы на складах. Конечно, это возможно далеко не по всем категориям товаров. Например, продовольственные продукты с ограниченным сроком годности сложно запасти впрок. «Это отразится на повышении спроса на перевозки и приведет к росту востребованности складских площадей внутри России, — уверен Андрей Виноградов. — Однако этот способ недостаточно эффективен, потому что приводит к росту затрат, а также к увеличению денежной массы, замороженной в этих запасах, которую можно было бы направить на развитие компании».
Кроме того, ситуация сильно ударила и по посредникам, предоставляющим складские услуги. Больше всего пострадали перевозчики с парком рефрижераторных автомобилей. «Перевозки в Россию были для них чуть ли не основным источником заработка, — отмечает Максим Ярцев. — Нужно понимать, что любая доставка в Россию — это перевозка на несколько тысяч километров, а возможный экспорт — это доставка с хорошим чеком. Сейчас перевозчики этого лишились и вынуждены вообще простаивать без работы».
Не помогает даже снижение ставок до уровня себестоимости. По сути, автоперевозки вернулись в кризисный период 2008–2009 годов. Как результат, прогнозируют специалисты, часть игроков скорее всего уйдет с рынка, в первую очередь мелкие компании, а рынок в целом укрупнится.
IT-решения в помощь
Если нынешняя ситуация затянется на долгое время, грузополучателям и перевозчикам придется прибегать к срочным мерам для минимизации убытков. Наиболее очевидный выход из ситуации — это изменение маршрутов перевозки товаров в пользу стран, которые пока не попали под таможенные ограничения. Это Эстония, Латвия, Польша и другие соседние с Россией страны. «Грузовладельцам придется максимально оперативно переориентировать свои цепочки поставок, — указывает Максим Ярцев. — Для этого им нужно проявить гибкость и всегда иметь в кармане запасной канал, который можно моментально запустить с минимальными затратами на саму перевозку».
Здесь на помощь перевозчикам могут прийти ИТ-решения, которыми сегодня располагает рынок. Например, российский логистический сервис iCanDeliver.ru предлагает грузовладельцу моментальный подбор всех возможных вариантов доставок по минимальным ценам от перевозчиков, без посредников и агентов. Агрегатор работает со всеми видами перевозок из любой точки мира. Таким образом, клиент всегда имеет доступ к наиболее удобному каналу поставки товаров и может оперативно реагировать на любые внештатные ситуации.
«В контракте у грузополучателя и перевозчика обязательно должен быть предусмотрен пункт, связанный с подобными рисками, чтобы им не приходилось нести ответственность, — уверен Андрей Виноградов. — Также вполне возможно, что если у компаний — получателей груза или перевозчиков есть какие-то консолидационные склады на территории Литвы, то их придется переносить в другое место. Это можно сделать довольно оперативно, если они владеют ими на условиях аренды или ответственного хранения». По мнению экспертов, главное внимание и грузополучателей, и перевозчиков в подобных ситуациях должно уделяться управлению рисками, чтобы минимизировать возможные потери от проблем на таможне.
Политический подтекст
Большинство экспертов сходятся во мнении, что скорее всего действия российских таможенников стали ответом на агрессивное заявление президента Литвы Дали Грибаускайте, которая назвала Россию «террористическим» государством и допустила ряд некорректных заявлений в адрес российского президента. «Это одна из гипотез, которая выглядит вполне реалистично, — отмечает Андрей Виноградов. — Подобного рода прецеденты уже известны. Можно вспомнить ту же самую Литву, когда год назад она стала председателем ЕС».
Однако причины введения строгого досмотра на границе с Литвой могут быть и сугубо экономические. Не стоит сбрасывать со счетов вероятность того, что таможенниками были обнаружены массовые случаи контрабандного ввоза на территорию России товаров из других стран, которые сейчас находятся в санкционном списке. Если сертификаты на товары переделывали на территории Литвы, а затем те завозились в Россию, это могло стать достаточным основанием для введения стопроцентного досмотра.
В последние недели наблюдается ужесточение таможенного контроля и на границе с Белоруссией, через которую проникают товары, попадающие под санкции. Однако с этой страной Россия сотрудничает более тесно, поэтому можно быть уверенным, что трудности на границе явно носят временный характер и продлятся недолго.
В условиях развития санкционной войны с ЕС высока вероятность повторения литовского сценария и на других российских границах. Например, под такие меры вполне может попасть Латвия, где власти периодически также позволяют себе использовать различную антироссийскую риторику. Подобную вероятность осложнения отношений на таможне грузополучателям и перевозчикам обязательно необходимо закладывать в свои риски. Если же подобная ситуация с санкциями затянется на длительное время, она может вообще привести к глобальными изменениями маршрутов поставок в Россию.
Известия