15.05.20

Как РЖД использует блокчейн для перевозки грузов

ОАО «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров среди железнодорожных компаний. В собственности компании находятся более 19 тыс. локомотивов, дочерним обществам, входящим в холдинг «РЖД», принадлежат 167 тыс. грузовых вагонов

Бизнес-кейс РЖД

Задача

Исключить искажения при передаче данных между участниками перевозок. Создать общие для всех участников принципы подтверждения и хранения информации об операциях. Повысить доверие между участниками перевозок. Сократить претензионную работу. Упростить организацию перевозок за счет электронного документооборота и в перспективе удешевить их благодаря созданию нормативной базы «цифрового договора».

Предпосылки и мотивация

На железнодорожные перевозки приходится 45% всего российского грузооборота, а без учета трубопроводов — 88%. Только за январь—апрель 2020 года ОАО «РЖД» перевезены 407,5 млн т грузов. С контейнерными перевозками по железной дороге связаны сотни компаний, в том числе перевозчики смежными видами транспорта. В их взаимодействии неизбежно возникает претенциозная работа: например, опоздание контейнера к погрузке на судно могло быть связано с опозданием поезда, несоблюдением сроков погрузки или разгрузки вагонов и рядом других причин. Прохождение груза фиксируется каждой компанией на отдельном этапе самостоятельно, в результате происходит множество разночтений, что еще более увеличивает сложность обработки претензий.

Решение

Множество разночтений и наличие во многих процессах сразу нескольких участников разного профиля и размера требует создания унифицированной прозрачной системы. У РЖД уже имелся опыт работы с платформой Hyperledger Fabric (разработчик — глобальное объединение, включающие в себя более 250 компаний — лидеров индустрии в финансах, «интернете вещей», логистике, производстве и технологиях). Ее же было решено использовать для нового проекта.

Реализация

Опытная версия системы была введена в эксплуатацию в 2019 году на полигоне Октябрьской железной дороги (филиал «РЖД» с офисом в Петербурге) с участием Морского порта Санкт-Петербург, транспортно-экспедиторской компании «Модуль», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» и АО «Первый контейнерный терминал». У каждого из участников развернуты узлы сети блокчейн, источниками первичных данных для платформы стали информационные системы ОАО «РЖД», датчики геопозиционирования и мониторинга состояния груза.

Результаты

Система введена в постоянную эксплуатацию на Октябрьской железной дороге. Все участники процесса могут в режиме реального времени фиксировать все параметры операций перевозки, включая время поставки груза и сроки подхода подвижного состава, время перевозки и приема груза. Объемы претензионной работы значительно сократились.

Планы на будущее

Число участников проекта в 2020 году планируется увеличить, а в перспективе в систему обработки могут быть переведены все грузовые железнодорожные операции, а также операции смежных перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей. Следующими шагами станет автоматическое выполнение финансовых операций по условиям смарт-контракта, расширение полигона внедрения и подключение к платформе новых участников грузовых перевозок по смарт-контрактам.

РБК