24.02.05

Как привлечь транзит в Латвию

Рассуждая о судьбе транзитной отрасли Латвии, местные политики часто предпочитают говорить о проблеме одной сферы транзите энергоносителей через нашу страну. Между тем, несмотря на отсутствие в течение уже двух лет нефти в латвийском трубопроводе, транзитная отрасль в нашей стране вовсе даже и не умерла.

Через Латвию в обоих направлениях регулярно следует различная продукция. Работа по привлечению новых товарных потоков в нашу страну должна не только носить регулярный характер, но и сопровождаться соответствующими изменениями в законодательстве. Возможно, поэтому судьба транзитной отрасли Латвии вне судьбы российского "черного золота" политический истеблишмент мало интересует.

И это при том, что в настоящее время, по мнению самих представителей транзитной отрасли нашей страны, в Латвии одни из самых благоприятных условий для транзита продукции и развития сопутствующего бизнеса. Впрочем, произошло это в результате самой натуральной битвы, которая разгорелась между представителями ассоциаций транзитного бизнеса и латвийскими чиновниками. Напомним, что основной проблемой в работе транзитчиков после 1 мая 2004 года стал налог на добавленную стоимость для транзитных грузов, следующих через Латвию, а точнее, запрет для офшорных фирм владельцев груза регистрироваться в качестве плательщиков НДС. К тому же возник целый ряд вопросов в результате неверной трактовки европейского законодательства либо неправильного перевода. Все это, по оценкам специалистов транзитного бизнеса, могло привести к потере до 50% товарного потока, проходившего через Латвию до 1 мая. Но к 2005 году вопросы, похоже, удалось решить.

Не ждать милостей от государства

Приобретение Латвией с 1 мая прошлого года статуса пограничной страны Евросоюза привело к существенным изменениям в правилах прохождения грузов. "Транзит, по сути, видоизменился. Если ранее все грузы, направлявшиеся по территории нашей страны в другие страны, априори причислялись к транзитным грузам, то теперь к таковым относятся только грузы третьих стран, следующие в третьи же страны, говорит заместитель председателя национальной Ассоциации грузовых экспедиторов Михаил Фридман. Грузы, идущие через Латвию из стран ЕС, относятся к категории экспорта, наоборот к импорту. Соответственным образом с 1 мая пришлось приноравливаться к новым условиям и латвийским грузоперевозчикам и держателям складов. После решения проблемы с уплатой НДС для транзитных грузов наша цель сейчас создать в Латвии наиболее благоприятную среду для транспортировки продукции через нашу страну".

Надо отметить, что предприниматели вовсе не ждут "милости" от государства, а разрабатывают собственные предложения для чиновников и политиков. От рабочей группы, созданной представителями ассоциаций транзитного бизнеса, в Министерство финансов Латвии передано предложение о создании института фискальных представителей. По мнению представителей ассоциации, это облегчило бы жизнь и предпринимателям, и чиновникам Службы госдоходов. "Дело в том, что при движении товаров на экспорт мы должны каждый раз заново регистрировать в СГД любую отдельную фирму-экспортера. Между тем фискальный представитель, зарегистрировавшись в СГД, с помощью собственного счета мог бы осуществлять расчеты с СГД сразу для нескольких фирм. Таким образом мы могли бы решить несколько проблем: облегчить работу чиновникам Службы госдоходов, компаниям, предоставляющим услуги складирования, и решить проблему занятости таможенных брокеров, необходимость в услугах которых после вступления Латвии в Евросоюз существенным образом снизилась", считает Фридман.

Сейчас предприниматели пытаются совместно с СГД упорядочить поток документации. Особенно эта проблема характерна для акцизных складов, куда поступают акцизные товары. "Часто такие партии сопровождаются бумагами, содержание которых приходится выяснять совместно с представителям СГД и принимающей стороной", рассказывает г-н Фридман. Кроме того, представители транзитных ассоциаций рассматривают вопрос о создании складов НДС: "Пока СГД убеждает нас, что склады НДС в Евросоюзе предназначены для очень узкого круга товаров, которые не идут через Латвию. Но нам кажется, что мы до конца не понимаем возможные преимущества этих складов и для коммерсантов, и для клиентов".

Транзит выкарабкивается из законодательной ямы

Благоприятные условия для транзита товаров через территорию Латвии, казалось бы, должны дать толчок к строительству новых объектов транзитной инфраструктуры. Однако здесь собеседники весьма осторожны относительно перспектив. "Просто склады в Латвии уже и не строятся они переоборудуются в логистические центры", признал Михаил Фридман. По его мнению, строительством новых мощностей для складирования товаров предприниматели мало интересуются. Возможно, не в последнюю очередь из-за отсутствия достаточного количества денежных средств.

Мы наконец выкарабкиваемся из ямы, которую нам вырыли на законодательном уровне. Государство в отношении транзита может проводить политику противодействия движению товарных потоков, политику благоприятствования и политику привлечения новых товарных потоков, констатировал в разговоре с Kb президент Ассоциации логистики и таможенных брокеров, исполнительный директор компании Schenker Айвар Тауриньш. Мы уже подошли ко второму периоду, но для начала третьего периода в латвийском транзите мы должны завоевать доверие не только латвийских фирм, но и крупных компаний, владельцев груза. А это можно сделать только с использованием политических инструментов".

Ведь если сравнить нас с нашими соседями, то в Латвии очень много проблем, которые мы сами себе создали, продолжает он. Это и нерешенные вопросы о транзите продукции с Продовольственно-ветеринарной службой, и завышенные расценки за ветеринарный контроль. И тот же прочитанный задом наперед закон "Об НДС". Все это до сих пор не создавало впечатления о Латвии как о стране, благоприятной для транзита. С другой стороны, Латвия располагает несколькими хорошо работающими портами, железной дорогой, которая может обслуживать большое количество грузов (о качестве я промолчу), и, наконец, последние изменения в законодательстве сделали условия для бизнеса по складированию товаров чрезвычайно благоприятными. Я здесь нарочно избегаю таких названий, как логистический центр или центр по дистрибуции. Все это разные названия для объектов, где товар аккумулируется для последующей перепродажи. Наша задача сейчас создать позитивное мнение о латвийском транзите на международном уровне. Для этого мы должны работать и согласовывать свои действия с государствами, чьи компании являются непосредственными владельцами товаров, следующих через нашу территорию. Например, спрашивать у представителей России: что необходимо для увеличения российского транзита через нашу территорию? Возможно, предоставить российским таможенникам право проводить таможенный контроль российских грузов непосредственно в наших портах. Кроме того, необходимо решить вопрос ускорения обмена таможенными декларациями для быстрого прохождения товаров. А то ведь были прецеденты, когда мы в Латвии создавали единую систему декларирования, которая не совмещалась с системой наших соседей. Доходило до того, что время работы одного пограничного перехода не совпадало со временем работы другого. Так что улучшение условий транзита товаров через Латвию не может проходить в отрыве от работы с представителями государств наших партнеров.

Пока мы продемонстрировали намерение улучшить условия транзита только на законодательном уровне, но данная установка, как это ни странно звучит, должна быть доведена до сведения чиновников всех уровней. Думаю, кстати говоря, что нынешний министр сообщения мог бы поспособствовать этому процессу так же активно, как и привлечению в страну дешевых авиакомпаний и паромных операторов. Все-таки транзит единственная отрасль, напрямую связанная именно с благоприятным географическим положением Латвии. И если мы можем занять свое место в обработке глобальных товаропотоков, идущих по маршрутам ЕС Россия, Китай ЕС, то было бы крайне неразумно терять наши преимущества в этой сфере.

Логистический центр организация, оказывающая услуги, связанные с управлением грузопотоками. С помощью центра связь между объектами, то есть поток документов, упрощается и централизуется. Взаимодействие идет, в основном, через логистический центр. Централизация услуг в логистике в итоге ведет к сокращению затрат фирм и участников торговли. В Финляндии (данные журнала Finnish logistics review) действуют 4 логистические фирмы, специализирующиеся на авиаперевозках, 16 в области морских перевозок, 18 в автоперевозках, 3 по железнодорожному транспорту и 7 фирм по общим логистическим услугам.

Коммерсант Baltic Daily