Как поднять торговлю в ЕАЭС на новый уровень: взгляд из Казахстана
Несмотря на то, что ЕАЭС по замыслу должен максимально способствовать росту торговли между участниками объединения, сохраняющиеся барьеры и изъятия мешают достичь намеченной цели. При этом на постсоветском пространстве функционируют механизмы свободной торговли СНГ, что заставляет преимущества стран, входящих в ЕАЭС, выглядеть не такими весомыми. Поэтому для усиления роли Евразийского экономического союза необходимо предпринять ряд шагов в сфере политики, экономики и гуманитарного сотрудничества.
«Евразия.Эксперт» публикует статью казахского эксперта, члена Ассоциации приграничного сотрудничества Марата Шибутова из аналитического доклада «Точки роста ЕАЭС: экономика, безопасность, общество», подготовленного Российско-белорусским экспертным клубом и Центром изучения перспектив интеграции. В данной статье эксперт рассказал о том, почему необходимо ликвидировать зону свободной торговли СНГ, зачем отменять «правило 90/180» и как на деле реализовать свободу перемещения казахстанских товаров в России и Беларуси. Эксперт приводит перечень шагов, необходимых для того, чтобы поднять свободную торговлю в ЕАЭС на новый уровень и повысить роль интеграционного объединения в жизни граждан его стран-участниц.
Политические решения
1. Принять «дорожную карту» по докладу «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза», где было насчитано 60 всеми признанных препятствий на пути работы Союза, из них изъятий – 17, ограничений – 34, барьеров – 9. По каждому из них надо назначить ответственных и сроки ликвидации и затем проконтролировать на уровне глав государств. Без ликвидации этих барьеров, ограничений и изъятий существенного улучшения не будет.
2. На основе подачи обращений на портал о барьерах в ЕАЭС и собственного анализа разработать Серую книгу Евразийского экономического союза, где будут перечислены не признанные всеми странами барьеры, ограничения и изъятия. После издания книги создать пятистороннюю комиссию и провести обсуждение. Затем разработать «дорожную карту» с мероприятиями по ликвидации данных препятствий.
3. Создать межпарламентскую группу из депутатов парламентов 5 стран для совместного обсуждения наиболее актуальных проблем. От каждого парламента примерно по 7–9 депутатов.
4. В политических программах ведущих партий государств-участников ЕАЭС важно создание раздела, посвященного евразийской интеграции и видению будущего Союза.
5. Разработать модельный закон «О лоббизме» для стран ЕАЭС, а затем принять его во всех странах Союза.
6. Ликвидировать зону свободной торговли СНГ, оставив за СНГ сугубо культурные функции без экономической составляющей. Поддержка двух конкурирующих проектов не позволяет развивать оба. Страны СНГ, не входящие в ЕАЭС, в таком случае для свободной торговли должны будут заключить со странами ЕАЭС специальное соглашение, причем каждая – на собственных уникальных условиях.
Административные решения (в рамках ЕЭК)
1. Создать общие правила и вести учет трудовых мигрантов, которые приезжают на территорию ЕАЭС (со снятием отпечатков пальцев и общей базой данных).
2. Для граждан стран-членов ЕАЭС, которые приезжают в другую страну Союза, следует отменить «правило 90/180» о том, что без работы пребывание возможно только в течение 90 дней и потом въехать можно только через 180 дней. Это правило служит источником коррупции и осложняет ситуацию для граждан: они вынуждены до истечения 90 дней выезжать за границу и тут же возвращаться.
3. В разработке решений ЕАЭС должны учитываться интересы не только государств-участников и национальных бизнес-сообществ. Надо закрепить практику учета интересов населения стран-членов ЕАЭС. Каждое значимое решение ЕЭК и ЕАЭС должно анализироваться с точки зрения того, как оно изменит положение граждан стран Союза к лучшему.
4. Расширить статистику, которую собирает ЕЭК, чтобы Комиссия могла лучше планировать свою деятельность и отслеживать состояние стран-членов Союза. Стоит собирать данные по совместным предприятиям, по транзитным перевозкам, по состоянию необходимой таможенной, санитарной и транспортной инфраструктуры, а также по использованию валют во внутренних расчетах.
5. Провести ревизию уже вступивших в силу соглашений ЕЭП и оценить эффективность их выполнения. При недостаточном выполнении разработать план исправления ситуации.
Экономические решения
1. Разработать общую политику строительства автодорог. Важно согласование в рамках ЕАЭС строительства автодорог, с тем чтобы создать общую транзитную сеть между Китаем и Европой. Для строительства шоссе привлекать капитал Евразийского банка развития.
2. Отменить пункты фитосанитарного, ветеринарного и санитарного контроля между Казахстаном и Россией.
Последнее решение является очень важным для Казахстана. В 2010 г. было принято Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня № 318). Хотя изначально было запланировано ввести санитарный контроль и остальные виды контроля только на внешних границах Таможенного союза.
И это решение было продолжено и дальше – в разделе 11 «Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры» Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и приложении № 12 к нему же.
Но фактически на территории Республики Казахстан и Республики Беларусь нет пунктов, которые бы осуществляли контроль на таможенной территории, кроме аэропортов. В Казахстане и Беларуси есть контроль только на границе. У Казахстана есть пункт фитосанитарного контроля на границе с Кыргызстаном, так как партнеры не запустили лаборатории. Пункты «внутреннего контроля» есть только в России, и их 75 единиц.
При этом все они расположены на основных транспортных маршрутах, идущих из Казахстана. Среди них есть 15 так называемых пунктов предварительного уведомления для ввоза подкарантинной продукции. Машины с казахстанской сельскохозяйственной продукцией после пересечения границы должны уведомить данные пункты о прибытии, а также представить груз и сопроводительную документацию для прохождения проверки фитосанитарного контроля.
Список автомобильных и железнодорожных грузопассажирских пунктов контроля на таможенной территории ЕАЭС
№ |
Регион |
Всего |
Санитарно-карантинный |
Ветеринарный |
Фитосанитарный |
1 |
Волгоградская область |
6 |
4 |
1 |
1 |
2 |
Курганская область |
12 |
0 |
6 |
6 |
3 |
Новосибирская область |
4 |
0 |
2 |
2 |
4 |
Омская область |
14 |
0 |
7 |
7 |
5 |
Оренбургская область |
16 |
0 |
8 |
8 |
6 |
Саратовская область |
9 |
3 |
3 |
3 |
7 |
Тюменская область |
2 |
0 |
1 |
1 |
8 |
Челябинская область |
12 |
0 |
6 |
6 |
Всего |
75 |
7 |
34 |
34 |
При этом у Казахстана с Россией всего 51 пункт пропуска. Таким образом, происходит сужение маршрутов транспортировки, а выданным в Казахстане сертификатам не доверяют.
Несмотря на декларируемую свободу перемещения товаров, она существует только для российских и белорусских товаров, ввозимых в Казахстан, а для казахстанских товаров, ввозимых в Россию, она отсутствует.
Решения в области прикладных научных исследований
Прикладные научные исследования ЕАЭС не только улучшат его деятельность, но и сделают положительным его имидж, особенно для потенциальных партнеров. Поэтому вот два решения:
1. Сделать публичными и доступными аналитические отчеты, сформированные по заказу ЕЭК.
2. Сформировать и опубликовать реестр аналитических центров, научных институтов и экспертов, которые взаимодействуют с ЕЭК и участвуют в ее обсуждениях. Необходимо, чтобы данный реестр был максимально объективным.
Образовательные решения
ЕАЭС – это новая экономическая реальность, и важно начать готовить специалистов для работы с ней. Сегодня их недостаточно, отсутствуют специализированные программы подготовки. В этой связи целесообразно:
1. Разработать полугодовые образовательные программы по функционированию ЕАЭС (таможенное дело, бухгалтерский учет, финансы, миграция) для специалистов.
2. Разработать в ведущих вузах стран-членов ЕАЭС направления подготовки (магистратура) по функционированию ЕАЭС.