Как Казахстан будет зарабатывать на Новом Шёлковом пути
В июле 2016 произошло знаменательное событие – с этого времени всё, что производит Hewlett Packard в Китае и отправляет на рынки по суше, транспортируется исключительно казахстанской KTZ Express (100%-ная дочерняя компания КТЖ).
- Это была долгая кропотливая работа, нам пришлось обеспечить жесткие требования по срокам доставки и безопасности груза. Каждый контейнер оснащен специальным оборудованием, которое обеспечивает круглосуточное слежение и реагирует на вскрытие. Диспетчеры следят за составом 24 часа в сутки, и вся информация в режиме реального времени передается в офис HP, - рассказывает Forbes.kz президент АО «KTZ Express» Диас Искаков.
Электроника, как и скоропортящиеся продукты, перевозится в специальных контейнерах-рефрижераторах, способных сохранять заданную температуру в течение всего маршрута следования. Сейчас у KTZ Express их 200, компания собирается закупить еще столько же – спрос растет.
Ведутся переговоры и с DHL. Впрочем, мировой лидер в сфере логистики и экспресс-доставки уже сейчас большую часть своих сухопутных перевозок в Китай и из Китая, по словам Диаса Искакова, осуществляет через Казахстан.
Что касается в целом контейнерных перевозок, то за 9 месяцев 2016 по маршруту Китай – Европа - Китай компания отправила 565 поездов, из Китая в Россию – 48 поездов, по маршруту Китай – Средняя Азия – Китай – 46 поездов, Средняя Азия – Россия – 48 поездов. Три поезда доставило грузы из Китая в Турцию. До конца года компания надеется увеличить эти показатели почти на 300 поездов в совокупности и добавить маршрут в Ирак через Иран. В каждом поезде – от 50 до 80 вагонов.
Между тем, еще пять лет назад железнодорожный путь из Китая в центр и на запад континента практически безальтернативно пролегал через Россию, начинаясь на Дальнем Востоке. Теперь же российские эксперты утверждают, что через Казахстан идет больше грузов, чем через азиатскую часть РФ. Произошло это потому, что в 2012 была построена новая железнодорожная магистраль «Китай – Средняя Азия», которой КНР соединила с Хоргосом станцию Цзинхэ через город Инин (административный центр Иле-Казахского автономного округа КНР), а Казахстан спрямил путь от Алматы до границы (построив железнодорожные мосты через реки Семиречья и назвав это дорогой Жетыген - Хоргос). Тогда же стороны договорились устроить каждый со свой стороны свободные экономические зоны (СЭЗ) для стимулирования сотрудничества.
- Три года назад концепция СЭЗ как транспортного хаба была озвучена в Астане во время встречи Нурсултана Назарбаева и Си Цзиньпина, и теперь вы видите теперь это в реальности, - говорит Хичам Белмааши, заместитель генерального директора АО «Управляющая компания «СЭЗ Хоргос - Восточные Ворота» (не путать с МЦПС «Хоргос», безвизовой торговой и туристической площадкой непосредственно на границе двух стран, директор которого, Василий Ни, был недавно арестован по подозрению в коррупции; МЦПС в СЭЗ не входит).
По словам г-на Белмааши, именно этот проект изменит ситуацию в цепочке поставок из Китая и Юго-Восточной Азии в центр континента.
- Если возьмем самую восточную точку Китая, то до Хоргоса это всего пять дней поездом. До основных портов Европы от Хоргоса - от 8 до 10 дней. Когда дорога Западная Европа - Западный Китай будет достроена (в Алматинской области осталось около 90 км), путь от Хоргоса до аэропорта Алматы займет всего три часа, - говорит Хичам Белмааши. Это важно, поскольку часть срочных грузов, в том числе и продукции HP, добираются отсюда до Европы уже самолетом.
Хичам Белмааши – представитель DP World, крупнейшего портового оператора и владельца СЭЗ «Дубай» и партнера КТЖ по развитию СЭЗ «Хоргос- Восточные ворота» и порта Актау. СЭЗ, занимающая площадь в 600 га, состоит из трех частей: сухого порта KTZE-Khrogos Gateway, куда заходят китайские поезда, чтобы перегрузить контейнеры на казахстанские (разная ширина колеи не позволяет им самим следовать дальше) или разгрузиться на контейнерной площадке; логистической зоны, где производится консолидация и расконсолидация груза; индустриальной зоны, где бизнес может открывать производство, ориентированное как на рынок Китая, так и на рынок стран, через которые идут дороги Нового Шелкового пути.
- Это глобальный хаб с международными стандартами - Хоргос будет управляться так же, как Шанхай и Роттердам, - говорит Хичам Белмааши.
Сухой порт, достроенный тоже летом этого года, сейчас в день обрабатывает от одного до трех поездов (в каждом поезде 50-70 контейнеров). По словам директора KTZE-Khrogos Gateway Карла Гейнсена (он тоже из DP World), Казахстан вправе гордиться этим проектом:
- Здесь самое высококлассное оборудование со всего мира, именно здесь Китай соединяется с Европой, но это казахстанский проект, финансируемый Казахстаном и осуществляемый казахстанцами - скоро я уступлю свою должность гражданину вашей страны. В начале строительства мы заключили меморандум с акиматом Панфиловского района, где обязались довести число местных жителей среди сотрудников компании до 80%, и сдержали свое обещание, обучив их здесь или за рубежом. Строительство завершено, и теперь мы будем концентрироваться на коммерциализации проекта.
Диас Искаков уверен, что в этом году KTZ Express, которой переданы логистические проекты и контейнерные перевозки КТЖ, может выйти в ноль, даже с учетом инвестиционной нагрузки.
- А она колоссальная – в этом году сданы сухой порт, северный терминал порта Актау, вторая очередь терминала в Астане и несколько проектов поменьше. Показатели уже положительные, объемы перевозок - выше плана, - говорит он.
Через Хоргос и Достык проходит три маршрута Нового Шелкового пути – в Западную Европу через Россию; в Турцию и Южную Европу через Азербайджан и Грузию (Транскаспийский маршрут, ТМТМ); в Иран через Среднюю Азию.
- Самый быстрый путь из Китая в Европу – через Хоргос и далее через европейскую часть России, это примерно две недели от Шанхая до Дуйсбурга. Время – наше конкурентное преимущество, поскольку тот же путь по российской Транссибирской магистрали занимает 17-20 дней, - говорит Диас Искаков.
Примерно 17-18 дней занимает сейчас и доставка контейнеров из Китая в Турцию по ТМТМ, через порт Актау.
- Мы видим потенциал – Турция активно торгует с Китаем. Мы ввели на ТМТМ сквозной тариф, и теперь наша цена абсолютно конкурентоспособна - $5500 за контейнер до Хоргоса. Интерес к маршруту большой, причем здесь нет политики, у ТМТМ есть экономика и будущее, - уверен Искаков.
Южный маршрут интересен тем, что ведет через Иран в Индию.
- А это миллиардное население и колоссально интенсивная торговля, - говорит Диас Искаков.
Сейчас KTZ Express просто пользуется услугами индийского порта Мудра, но в 2020 году, когда маршрут будет отработан, намерен приобрести там терминал.
- Практика показывает, что без мест консолидации новые маршруты развить невозможно. Клиенты в Китае собирают коробками, потом надо собрать эти коробки в палеты, потом палеты в контейнеры, контейнеры – в поезда. При этом часть поезда может идти по одному направлению, часть - по другому, с разными сроками доставки. И каждого клиента надо убедить, что именно с тобой ему удобнее и выгоднее отправить груз - мы это называем «стимулирование формирования транзитного потенциала». Без собственной контейнерной площадки транзит не пойдет, - объясняет Диас Искаков. Планы – довести западноевропейского направление в 2020 году до 500-800 тыс. контейнеров в год, ТМТМ – до 250-300 тыс., Иран – до 300-400 тыс.
Обратная загрузка из Европы в Китай на казахстанских контейнерных поездах уже доведена до 50%-60%. В основном в Казахстан и Среднюю Азию из Европы идет рыба. Причем, на железной дороге, в отличии от автомобильного транспорта, проблем с транзитом санкционного товара через Россию не возникает.
- У нас есть партнеры в Европе, которые с нами отрабатывают обратную загрузку, потому что их устраивает тариф, который мы предлагаем - мы им делаем определенный дисконт, - говорит глава KTZ Express.
Он убежден, что заработать на Новом Шелковом пути можно:
- Только на перегрузке у нас девять видов платных услуг. Но главное – казахстанские компании могут отправлять свою продукцию по всем этим маршрутам. Сейчас под Жаркентом (35 км от ст. Адтынколь) разбиваются яблоневые и косточковые сады на 1000 га, и ориентированы они на экспорт в Китай.
Казахстанские продукты, включая овощи и фрукты, считаются в Китае высококачественными и пользуются спросом (по словам нового директора МЦПС Хоргос Кахармана Жазина, ежедневно на китайскую сторону только в рамках приграничной торговли уходит несколько машин с продукцией алматинской кондитерской фабрики «Рахат»). Переговоры с СЭЗ ведет китайская компания, которая намерена наладить уже на казахстанской стороне экспорториентированное производство солнечных батарей.
- А вообще вся эта история не только про контейнеры, – добавляет Карл Гейнсен. – Когда мы начинали эту стройку, в Панфиловском районе не было ничего, кроме кукурузы. Этот проект дает местным людям перспективу.
Он вспоминает, как на Хоргос приезжала бригада телеканала CNN:
- Когда работаешь с телеканалом такого уровня, приходится делать несколько дублей. И вот я в третий раз повторяю фразу про то, как через три недели сюда заедет первый китайский поезд, и слышу, как журналистка тихо говорит оператору: «Возьми крупно его лицо и медленно переведи камеру на стройку и бардак вокруг». Она не верила, как и многие тогда, что все произойдет так быстро».
Подробнее о проблемах и перспективах встраивания Казахстана в китайскую концепцию Экономического пояса Шелкового пути читайте в октябрьском номере журнала статью «Попасть в колею».