Как идёт переход на электронное декларирование в таможне Владивостока
«Тут можно кинокамеру поставить, включить, а потом фильм сделать. Вокруг ничего не меняется, только у тебя морщины появляются, волос седой вырастает, ты превращаешься в старика...» — грустно шутит парень, стоящий в очереди на Первомайском таможенном посту. Он и его товарищи по несчастью — участники внешнеэкономической деятельности. В руках у них — папки с декларациями. Чтобы по-честному подать эти декларации, можно стоять здесь ну очень долго.
Сейчас по всей России осуществляется программа по переходу на электронное декларирование (ЭД). То есть если просто, по подаче документов через Интернет. Полный переход должен осуществиться в 2014 году. А до 2014 года таможня обязана принимать декларации как на бумажном носителе, так и в электронном виде. И никакого приоритета в пользу электронного носителя по закону нет и быть не может. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза и ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», «Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенных деклараций».
Конечно, электронное декларирование через Интернет предпочтительнее — и быстрее, и «человеческий фактор» исключен. Но есть небольшая проблема: «ключи» к компьютерной программе ЭД идут до получателя очень долго. А без них декларации — только на бумаге. По закону электронные декларации не имеют преимущества над бумажными. Мы попытались выяснить, что же происходит на самом деле.
Корреспондент «ДВВ» смог воочию взглянуть на то, как идет подача таможенных деклараций на бумажных носителях на Первомайском таможенном посту Владивостокской таможни. Под видом стажера одной из компаний краевого центра я проникла в очередь на подачу деклараций.
Очередь до старости
Начало десятого утра. Небольшой коридор. Четыре окна, из которых работает только одно. Очередь представляет собой пять молодых людей, периодически слоняющихся по коридору. Окно изредка открывается, инспектор подзывает кого-нибудь из «учвэдовцев» и задает вопросы по документам.
— А у тебя не «скоропорт»? — интересуются молодые люди. — А то тебя тогда быстрее должны оформить. Что ты удивляешься? Людям-то есть надо! А рыба там, фрукты должны быстрее оформляться.
Нет, у меня, к сожалению, стройматериалы.
— Как думаете, мне сегодня что-нибудь светит?
— Всё может быть... — многозначительно протягивает один из парней, стоящих в очереди. И я понимаю, что нет, не светит, и не только сегодня. — Плохое тебе место для практики дали. Здесь же ничего не происходит...
И действительно. Не происходит ничего. Проходит час — ни одной декларация не принято. Проходит еще час, потом еще. К обеду ребята начинают зевать...
— Ой, что-то меня сморило, — жалуется один. — Я вообще-то с половины первого ночи тут. Приехал, очередь занял и в машину спустился ждать. Саня в полчетвертого где-то приехал, Влад — в полвосьмого. Это чтобы очередь занять — чтобы мы первые подались. Ты представь, если бы хоть один человек перед нами стоял! Тут же не по одной папке у каждого.
До обеда в окошко подано пять деклараций. Правда, принято из них только две. А три отдали назад с небольшими замечаниями, выраженными в устной форме.
— А почему так медленно?
— Потому что электронное декларирование... — неопределенно пожимает плечами один декларант. — Инспекторы с электронкой работают нормально, а с бумагой — медленно.
— Еще говорят, тут две очереди есть, — осторожно, понижая голос, говорит второй. — Можно «через окно», а можно, если быстро надо, «через начальство». А что, всё равно же никто проверить не сможет, как ты прошел!
— А что надо сделать, чтобы попасть в ту, вторую очередь?
— Ну, это вопрос интимный! — смеются «учвэдовцы». — Откуда ж мы знаем. Знали бы, не стояли б тут целыми днями!
— И давно такая ситуация?
— С середины декабря где-то. До нового года по 7–8 деклараций принимали, сейчас 3–4. Раньше нормально было. Мы вот сейчас «ключи» ждем, уже больше месяца тоже будем на электронное декларирование переходить.
Официальных комментариев участники ВЭД, конечно, давать не хотят. Один из них просит по возможности не указывать имен. Да это и понятно — все друг друга знают, с инспекторами уже давно «на ты» — кому оно надо, отношения портить. Ведь никто не знает, сколько еще придется подавать «бумагу»... Но уже после того, как один из «очередников» узнает, что я журналист, просит: «Ты только не пиши там, что инспекторы плохо работают. Они-то как раз изо всех сил стараются. Дело не в них, а в вышестоящем руководстве».
Итак, времени — около половины второго. Я решаю уйти. Моя очередь подавать декларацию сегодня точно не наступит, а провести здесь молодость явно не входит в мои планы.
(Не)официальная статистика
Со слов Андрея Селеменева, начальника Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни, количество оформляемых электронных деклараций постоянно увеличивается.
— Могли бы озвучить данные за понедельник (это именно тот день, когда я стояла в очереди на подачу декларации. — Прим. ред.)?
— За понедельник всего была подана 81 декларация, из них 29 бумажных. Вообще, это — не предел. Бывает и 120, и 130, и 150. Все зависит от погодных условий и пр. В окошках с декларантами работают 2–3 инспектора, всего же у нас 35 человек. Как таковых проблем с электронным декларированием нет. Скорость прохождения документов зависит от их качества, от своевременности предоставления... В среднем срок — от одного до трех дней. Задержки бывают редко. Всё происходит в ходе государственной программы по переходу на электронное декларирование к 2014 году.
Итак, проведем простейшие расчеты. При мне было принято две декларации на бумажных носителях. А начальник таможни говорит, что их за день было 29. И когда же это они успели принять еще 27? И это притом что та очередь, в которой я стояла, не двигалась вообще. Можно допустить, что до обеда приняли две, а после обеда еще пять или даже десять! Но не 27 же?! Это что ж за арифметика такая, а? Научите нас, господин начальник, как из двух сделать двадцать семь...
И даже исходя из того, что таможня действительно приняла 29 деклараций на бумажных носителях, электронных в то же самое время было 52! И не движущаяся, унылая очередь из «бумажных» декларантов. Явный перекос в сторону «электронки», не замечаете? А ведь по таможенному законодательству никакого приоритета быть не должно. Не означает ли это, что таможня сознательно и по собственной воле нарушала действующее законодательство?
Почему по собственной воле, спросите вы. Так очень просто. Ладно бы технически таможенный пост не справлялся — людей не хватало, компьютеров... Но если есть возможность и 150 деклараций в день, отчего же не принять? Участники ВЭД очередь с ночи занимают, а потом стоят целыми днями напролет, пока вы о результатах рапортуете. И ведь очередь из желающих податься совсем не уменьшается! Ни на одного человека...
Это мы еще молчим о тех убытках, которые несут участники ВЭД, о том, что каждая неподанная декларация — ущерб для государственного бюджета, о том, что декларируемые товары ждут на рынках Владивостока...
Кстати, когда наши коллеги, журналисты телеканала «Россия-24», попросили официального разрешения поснимать в помещении другого поста Владивостокской таможни — МПВ (Морской порт Владивосток), расположенного на улице на Стрельникова, им отказали, сославшись на ремонт.
Но я всё же решила зайти и посмотреть на то, как идет работа. Особенного ремонта, обезобразившего помещение, не заметила. Тем не менее в 11:30 в коридоре было куда больше «учвэдовцев». Как поделился один из них, «уже где-то 12 штук подано». И недовольно добавил: «Ну вы что, сами не видите, что плохо всё? Медленно, ничего не двигается! » Знали бы они, что такое «не двигается»... Сравните сами — 12 деклараций на МПВ и две декларации на Первомайском таможенном посту Владивостокской таможни за один и тот же период времени.
Что таможне хорошо, то бизнесу смерть
Чтобы подавать электронные декларации, надо, во-первых, приобрести программу для этого, а во-вторых, дождаться «ключей» к этой программе. О том, как это происходит, нам рассказал Евгений Дикарев, директор компании «Декларант плюс», которая занимается установкой программ для ЭД во Владивостоке и Приморье.
— Есть проблемы, связанные с выдачей ЭЦП (электронно-цифровая подпись — аналог личной подписи клиента, выполненный как секретный ключ). Его выдает ГНИВЦ — главный научно-информационный вычислительный центр Федеральной таможенной службы России. Сейчас идет вал организаций, желающих подключиться к ЭД. Во Владивостоке уже подключилось около тысячи. Но в ГНИВЦе, по правде говоря, не очень много сотрудников, а эти заявки ведь обрабатывать нужно.
К слову, о государственных органах. Как поделилось руководство компании, которое помогло мне встать в очередь декларантов, сразу после Нового года ситуация была просто ужасающая. Суда с грузами приходили и во время десятидневных «каникул». В первые дни после «каникул» таможне пришлось столкнуться с огромным количеством и электронных, и, главное, бумажных деклараций. «Учвэдовцы» дневали и ночевали на таможенном посту.
— Если всё хорошо, то за месяц людям ключ для ЭД приходит. А если всё плохо... Вот, например, в новогодние праздники ГНИВЦ не работал, организации, которые подали заявки в декабре, будут получать ключи только сейчас, — говорит Евгений Дикарев.
Рядовому инспектору, который работает в отделе оформления, должно быть всё равно: пришла декларация на бумаге или в электронном виде. А на деле так: на обработку одной декларации в соответствии с таможенным законодательством отводится максимум два часа. Время считается с момента нажатия на клавишу «отправить». А если вы бумажные документы в окошечко отдаете — разве ж кто-нибудь секундомер включает...
Полностью на ЭД таможня перейдет к 2014 году. А пока что дело такое. Компании и рады бы подаваться через Интернет, да с ключами таможня «тормозит». Да даже если бы не «тормозила»! До 2014 года подавать декларации можно на бумажных носителях — и обрабатывать их обязаны наравне с электронными. А как их обрабатывают — мы видели своими глазами. Возникают вопросы: насколько такие действия таможни законны и откуда берется статистика? Участникам ВЭД куда интереснее другое: кто на фоне всего происходящего возместит им убытки в бизнесе?
VestiRegion.ru