Как живет калининградский бизнес после отмены преференций особой экономической зоны
С тех пор как предприятия Калининградской области лишились таможенных и налоговых преференций особой экономической зоны, прошло два месяца. За это время субъекты бизнеса получили свыше полутора миллиардов рублей в качестве субсидий на поддержку рынка труда. Как отмечают предприниматели, в теории процесс замены льгот на субсидии выглядит жизненно. Однако на практике процедуры, предшествующие выплате денег, необходимо существенно упростить.
Затратный бизнес
Долгое время самый западный российский регион жил по правилам двух разных законов об особой экономической зоне. Первый закон, принятый в 1996 году, позволил бизнесу ввозить сырье и многие детали готовой продукции из зарубежных стран без уплаты таможенных сборов и налога на добавленную стоимость. И вывозить в другие регионы России товар, произведенный из иностранных комплектующих, в режиме свободной таможенной зоны.
В 2006 году был принят второй закон об особой экономической зоне, ее резиденты получили льготы по налогам на прибыль и на имущество. Инвесторам, зарегистрированным до 1 января 2012 года, также разрешили ввозить на территорию региона импортные товары для внутреннего потребления в режиме свободной таможенной зоны.
Действие преференций ОЭЗ истекло 1 апреля 2016 года. Взамен субъекты бизнеса могут претендовать на субсидии на поддержку рынка труда. Они равны сумме дополнительных платежей, возникших у предприятия после отмены льготного таможенного режима. По предварительным оценкам, новой финансовой помощью смогут воспользоваться почти 800 калининградских бизнесменов. В текущем году регион получит на эти цели 66,7 миллиарда рублей из федерального бюджета.
В Калининградской области постарались максимально сократить сроки, в которые предпринимателям должны перечислить субсидии. Процесс состоит из двух основных этапов. Вначале бизнесмен должен заключить с региональными властями соглашение о взаимных обязательствах. На его проверку и оформление отводится не больше 10 дней. В рамках второго этапа компания подписывает соглашение о предоставлении субсидий, после чего может обращаться с заявлением на выплату. Решение принимается в течение трех дней, затем на счет заявителя перечисляют деньги. Кроме того, на федеральном уровне для калининградских предприятий утвердили 180-дневную отсрочку уплаты таможенного налога на добавленную стоимость и механизм его взаимозачета с внутренним НДС, который перечисляют при реализации товаров на территории России.
В теории калининградские бизнесмены не должны были нести дополнительные издержки. Просто регион отказывался от схемы "не заплатил таможенные пошлины и НДС, вывез товар" в пользу схемы "заплатил пошлины и налоги, вывез товар, вернул деньги". Однако на практике начались сложности.
- В пять раз увеличилось количество бумаг, которые необходимо получить, и процедур, которые требуется пройти, чтобы отправить товар в другие российские регионы, - рассказывает Леонид Степанюк, председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты и генеральный директор крупной транспортно-логистической компании - резидента второй ОЭЗ. - Многие предприятия пришли к выводу, что им нужно создавать отдельные службы, нанимать новых работников, чтобы справиться со всеми мероприятиями. Есть риск, что для ряда производств объем дополнительных "бумажных" затрат превысит объем полученных субсидий, и тогда субъекты бизнеса примут решение об уходе из области. Потому что компенсировать логистические издержки, связанные с особым географическим положением Калинин-градской области, необходимостью везти грузы по территории Белоруссии и Литвы через несколько границ, будет нечем.
Идентификация болта
Раньше получатели льгот ОЭЗ, вывозя в другие российские регионы товар, произведенный из иностранного сырья и комплектующих, должны были доказать, что эту продукцию подвергли достаточной переработке на территории особой экономической зоны в Калининградской области. Речь идет об изменении классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков. Либо о достижении 30-процентного порога процентной доли добавленной стоимости.
Сейчас таможня, помимо заключения о достаточности переработки, спрашивает у бизнеса заключения об идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Фактически же предприятиям необходимо обратиться в экспертную организацию и официально подтвердить происхождение каждой детали, каждого сопутствующего материала, который вывозится в другие регионы России. Вплоть до проволоки или веревки, которой связан товар, и коробки, в которую он упакован.
- Работники сложных сборочных производств в шоке от новых требований, - продолжает Леонид Степанюк. - Взять хотя бы мебельщиков: на каждый болт, гайку, гвоздь, элемент фурнитуры они должны предоставить дополнительные данные по весу, количеству и так далее.
Со схожими трудностями столкнулись представители обширной калининградской мясоперерабатывающей отрасли. Только для поставщиков скоропортящихся продуктов питания задержка фуры на границе на несколько недель может стать критичной.
- У нас, как и у представителей других отраслей, много сопутствующих материалов, которые теперь приходится идентифицировать, - делится информацией руководитель одной из калининградских мясоперерабатывающих компаний Александр Вахрамеев. - Иногда доходит до абсурда: спрашивают о происхождении бумаги и чернил, которыми напечатана этикетка. Это тормозит процесс вывоза товара и, как следствие, процесс получения субсидий. Но я очень надеюсь, что речь идет о временных технических сложностях, что здравый смысл возобладает и процедуру удастся отладить в ближайшее время.
На старых запасах
Впрочем, делать окончательные выводы об удобстве или неудобстве процесса замены льгот на субсидии рано. Пока многие предприятия производят отгрузки по старым условиям - из складских запасов, сформированных до 1 апреля 2016 года.
- В середине апреля на одну тысячу транзитных деклараций приходилось около десяти, оформленных по новым правилам, то есть один процент, - комментирует ситуацию министр экономики Калининградской области Анастасия Кузнецова. - К середине мая этот показатель составлял 7-10 процентов.
По словам Анастасии Кузнецовой, все документы оформляются в утвержденные сроки. После подписания соглашений и подачи заявления на предоставление субсидии финансовые средства перечисляют в течение трех дней. С учетом предварительных проверок документов средний срок возврата денег составляет 10-11 дней. К лету региональные власти планируют сократить его до пяти-шести дней.
Однако перед подачей документов на получение субсидии товар необходимо вывезти за пределы области. И на это иногда уходит несколько недель. Чтобы пережить временной промежуток, предприятиям требуется больше оборотных средств. Региональные власти и представители бизнес-сообщества обсуждали возможность предоставления дополнительных бюджетных субсидий на покрытие процентных ставок по кредитам, взятым на преодоление кассовых разрывов. Параллельно необходимо упрощать регламенты, связанные с отправкой калининградской продукции в другие субъекты РФ.
- Мы понимаем, что регион начал жить по новым экономическим правилам. Но если ситуация усложняется в два-три раза, не надо увеличивать количество бумаг и процедур в пять-шесть раз, - подводит итог Леонид Степанюк. - Мы также понимаем, что федеральные службы, такие как ФТС, беспокоит наполняемость бюджета, им важно собрать больше пошлин, штрафов. Однако и эти структуры должны понимать, что бюджет потеряет гораздо больше, если сотни калининградских компаний не выдержат бумажной волокиты и закроются. Государство недополучит налоги, ему придется тратить дополнительные деньги на выплату пособий по безработице, создание рабочих мест. Благодаря тому, что калининградские предприятия подготовились к отмене преференций, сделали складские запасы на несколько месяцев, серьезного падения объемов вывозимой продукции в апреле и мае не произошло. Но летом, если ничего не предпринять, ситуация усложнится.
Как отмечает Анастасия Кузнецова, правительство Калининградской области уже обратилось в Федеральную таможенную службу с предложением упростить регламенты, связанные с вывозом калининградской продукции.
- В требованиях ФТС есть несколько методических моментов, которые можно изменить и снять тем самым часть проблем, - поясняет министр экономики региона. - Мы попросили ФТС освободить от идентификации позиции стоимостью меньше 10-20 тысяч рублей. Ответ от Федеральной таможенной службы ждем в конце мая, надеемся, нам удастся достигнуть компромисса.
Георгий Дыханов, калининградский бизнес-омбудсмен:
- Большинство местных предприятий перестали обращаться за субсидиями из-за проблем с оформлением документов. Теперь на это способны только крупные компании, имеющие собственный штат юристов и экономистов.
Кроме того, с 6 апреля региональные предприниматели начали процедуру возврата НДС. Однако на встрече представителей бизнеса и УФНС России стало известно, что по состоянию на конец апреля ни один из них денег не получил. По словам руководителя УФНС России по Калининградской области, данная проблема связана со сложностью процедуры приема документов. Это наносит существенный ущерб бизнесу, поскольку из оборота выходит часть капитала.
Частично исправить ситуацию можно с помощью возмещения бизнесу процентных ставок по кредитам. Было бы уместно автоматизировать данную систему: одновременно с принятием решения банка о финансировании проекта приоритетной отрасли запускать процесс автоматического субсидирования части ставок. Кроме того, как не раз говорилось, необходимо упразднить требования об оформлении каждой составляющей продукции, вывозимой за пределы области. В первую очередь речь идет об упаковке.