Каждому бревну – загранпаспорт
Таможня хочет сделать обязательной маркировку штрихкодом каждого экспортируемого бревна. Специалисты уже опаса-ются осложнений при экспорте леса по железным дорогам.
С идеей поштучно учитывать весь выезжающий из России лес выступил глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов. Но чтобы сделать новый вид контроля обязательным, необходимо внести поправки в Таможенный кодекс. Андрей Бельянинов намерен как можно быстрее подготовить их, чтобы внести в правительство и потом в Госдуму.
Таможня уже маркирует такими бирками бревна в Иркутской области, но там нововведение лишь рекомендовано, а не обязательно для экспортеров.
По словам сотрудника пресс-службы ФТС Александра Карелина, эксперимент на Иркутской таможне проводится с конца 2005 года. Там с 1 декабря 2005 года по 1 апреля 2007-го с помощью спецмаркировки было учтено 146,7 тыс. куб. м леса.
«Сейчас на погранпереходах по накладным проверяют вес и наименование груза, – рассказывает менеджер западного коммерческого отдела ООО «ТрансЛес» (аффилировано с ОАО «РЖД») Александр Елисеев. – С новой маркировкой таможенникам придется проверять бревна поштучно. Однако доступ к торцам бревен в полувагонах и на платформах затруднен, и они смогут просканировать далеко не весь груз. В этом случае будут возникать расхождения с накладными, и задержки на границе сильно возрастут».
Вместе с тем Александр Карелин из ФТС ожидает, что таможенники будут проверять только несколько бревен сверху вагона и сканировать всю партию, только если груз вызовет подозрения.
Сами метки в России не производятся, их закупают в Австрии. Цена одной бирки – 5 руб. По словам Александра Карелина, никакого дефицита меток во время эксперимента в Иркутске не возникало.
Процедура навешивания бирок на бревна напоминает наклеивание акцизных марок на алкогольную продукцию. Предварительно лесозаготовители должны приобрести бирки у ФТС. Потом эти метки наклеиваются на торец каждого бревна, информация о котором попадает в таможенную базу данных. После этого лес вяжут в вязанки и грузят в полувагоны или на специализированные платформы. В момент погрузки происходит и таможенное декларирование лесоматериалов. Дальше до границы они следуют в так называемом режиме экспорта.
Затем на погранпереходе таможенник должен с помощью ручного сканера снять данные с меток и проверить их соответствие накладным и таможенной декларации. Именно на этом этапе экспортеры ожидают возникновения проблем.
Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын считает, что намерения ФТС укладываются в политику правительства на ограничение вывоза из страны необработанной древесины. «Введение экспортных пошлин вызывает возражения Финляндии, у которой большая часть экономики построена на переработке российской древесины, – говорит он. – В этой ситуации логично затруднить экспорт леса административными методами».
Павел АРАБОВ
«Гудок» 05.06.2007