13.11.08

Качество увеличит количество

На реконструкцию Транссиба до 2015 года ОАО «РЖД» планирует направить около 50 млрд руб., сообщил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, выступая на 17-м пленарном заседании Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП) в Праге.

В соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» специализацией Транссиба будет пропуск контейнерных и пассажирских поездов.

Владимир Якунин напомнил, что ежегодно объёмы перевозок внешнеторговых грузов по Транссибу увеличиваются на 30 – 35%. «За первое полугодие этого года по Транссибу через порты Дальнего Востока и станции Восточной Сибири было перевезено 348,3 тыс. контейнеров ДФЭ, что на 26% больше, чем за аналогичный период 2007 года», – отметил президент ОАО «РЖД». Рост грузопотока произошёл в основном за счёт увеличения перевозок импортных и экспортных грузов между Россией и странами Азиатско-Тихо­океанского региона.

Президент компании упомянул также о необходимости восстановления и развития транзитных перевозок в связи с расширением экономических связей и товарооборота между странами Европы и Азии. Он напомнил об успешном проекте, осуществлённом ОАО «РЖД» в начале года совместно с железными дорогами Германии, Китая, Монголии, Польши и Белоруссии, – демонстрационном поезде Пекин – Гамбург. В выступлении также было отмечено, что российские операторские компании наладили успешную перевозку по Транссибу комплектующих на автосборочные предприятия мировых автогигантов в России.

Владимир Якунин призвал коллег вместе работать над повышением качества услуг, особенно по таким критичным для клиента показателям, как стабильное транзитное время, стоимость перевозки, обеспечение подвижным составом и сохранность грузов.

Президент Ассоциации экспедиторов России Валерий Алисейчик считает, что, помимо снижения тарифов, для привлечения транзита на Транссиб необходимо изменить систему управления перевозками.

«Мы ввели рыночную экономику и оставили прежнюю систему управления, – отметил Валерий Алисейчик. – У нас разорвана цепочка взаимодействия различных видов транспорта: железнодорожные перевозчики могут снизить тарифы, а морские их поднять». Он отметил также, что привлечению грузов на Транссиб препятствует высокая стоимость стивидорных услуг.

«Переработать контейнер в порту Восточный стоит больше $300, в Пусане – $50, а в Шанхае – $100», – привёл пример президент Ассоциации экспедиторов. Алевтина Кириллова, вице-президент Гильдии экспедиторов, уверена, что первоочередная задача – внести такие изменения в законодательную базу по транзитным перевозкам, чтобы они отражали современные реалии.

Также, по её мнению, для привлечения транзитных грузопотоков на Транссиб необходимо упростить таможенные процедуры.

«Ни одна развитая страна не имеет таких серьёзных ограничений, какие сейчас есть в России. Но не важно, какой груз войдёт на территорию – он всё равно покинет её. Поэтому таможенный досмотр, который сейчас проводится, на мой взгляд, носит излишнюю контрольную функцию», – заявила Алевтина Кириллова.

Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов сообщил «Гудку», что финансовый кризис пока не отразился на объёмах перевозки грузов по Транссибу. Дело в том, что в настоящее время идёт выполнение контрактов, которые заключались в докризисных условиях.

«Гудок», 13.11.2008