Качественно и в срок
Повышение скорости доставки остаётся приоритетной задачей ОАО «РЖД»
В апреле сохранилась устойчивая с начала года тенденция падения внутрироссийских перевозок – более чем на 3% по сравнению с прошлым годом. Одновременно экспортная составляющая выросла почти на 7%.
Этим обстоятельством в основном объясняется существенный прирост грузооборота (с учётом пробега собственных порожних вагонов) на 7% в апреле и на 4,1% по итогам четырёх месяцев. При этом экспорт на Украину и в страны дальнего зарубежья транзитом через Украину сократился к прошлому году на 14%.
В непростых экономических условиях на сети удалось справиться с планом погрузки – среднесуточные объёмы апреля оказались на 0,2% выше плана. Вместе с тем как в апреле, так и по итогам четырёх месяцев в целом по сети не удалось выйти на нулевой прирост погрузки по отношению к прошлому году – отставание составило соответственно 0,7% и 0,2%.
В то же время в прошлом месяце сразу семь дорог преодолели достигнутые в 2013 году объёмы погрузки – Октябрьская, Калининградская, Приволжская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская и особенно Куйбышевская и Свердловская – у них прирост составил 4,9% и 4,1% соответственно. Кроме этих дорог, за январь – апрель отличились ещё большим ростом Западно-Сибирская и Калининградская дороги.
По сравнению с апрелем 2013 года более чем на 6% выросли грузы второго класса при снижении более чем на 3% грузов первого класса, третий класс опустился незначительно – на 0,5%. Тем не менее это явилось одним из факторов, повлиявших на доходную ставку – этот показатель из расчёта на 10 ткм снизился к аналогичному уровню прошлого года на 3,3%.
В апреле так же, как и по итогам четырёх месяцев, были выполнены все плановые задания по большинству качественных показателей использования подвижного состава. Так, среднесуточная производительность локомотива в минувшем месяце выросла к заданию на 132 тыс. ткм брутто, средний вес грузового поезда на 3 тонны, а к уровню прошлого года на 12 тонн. Участковая скорость к прошлому году подросла на 0,6 км/ч.
В то же время маршрутная скорость движения сквозных отправительских маршрутов из гружёных вагонов при задании 640 км/сут. достигла лишь 566 км/сут., что на 0,5% ниже уровня апреля 2013 года. А вот пропуск контейнерных поездов был организован более качественно. За четыре месяца их маршрутная скорость составила 911 км/сут., что на 3,2% выше, чем годом ранее, а в рамках реализации проекта «Транссиб за 7 суток» – 1115 км/сут., что на 6,2% выше, чем в 2013 году. Следует отметить и такое событие, как доставка груза из Сучжоу в Варшаву за 13 дней первым контейнерным поездом в рамках стратегического сотрудничества между ООО «Проектный офис ОТЛК» и DHL Global Forwarding. Ведётся подготовка регулярного еженедельного сервиса контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа.
Обеспечение конкурентоспособности перевозок контейнеров в составе контейнерных поездов и повышение скорости их доставки будет оставаться в числе приоритетных задач ОАО «РЖД» и в дальнейшем. С этой целью компания выступает за сохранение ранее действующего порядка определения тарифных расстояний для таких перевозок.
В апреле возросла и надёжность доставки грузовых отправок до 87,5% против 79,4% в апреле 2013 года. Несмотря на разворот ремонтно-путевых работ, приоритетной остаётся задача повышения качества транспортного обслуживания.
В апреле заметно, на 9,2% выше уровня прошлогоднего периода, до 97,3%, улучшен график отправления грузовых поездов в целом по сети. Ещё более убедительный рост наблюдался по проследованию – на 17% выше показателя, достигнутого в 2013 году.
Во многом достижению таких результатов способствовала работа по повышению качества управления работой сортировочных станций и прежде всего снижению простоя вагонов.
Вагонооборот в среднем на одну станцию вырос на 2,7% и составил 11,1 тыс. вагонов. Простой транзитного вагона с переработкой в среднем на одну станцию равнялся 12,6 часа, что ниже уровня прошлого года на 1,4 часа, или 10,2%. Простой транзитного вагона без переработки, составив 2,8 часа, оказался выше на 0,3 часа установленной нормы и ниже уровня 2013 года на 0,04 часа, или на 1,4%.
Как и следовало ожидать, увеличение погрузки в адрес морских портов обусловило и заметный рост грузооборота, особенно на дорогах Восточного полигона – Красноярской и Восточной-Сибирской – на каждой на 8,1%, на Забайкальской и Дальневосточной – на 7,3% и 13,1%, на Октябрьской – на 8,5%.
В целом же в апреле погрузка экспортных грузов назначением на припортовые станции и нефтебазы России, стран СНГ и Балтии выросла на 8%, в адрес российских портов и припортовых нефтебаз ещё больше – на 14%. Но ещё более стремительно росла выгрузка вагонов в российских портах – на 20% больше прошлогоднего уровня.
По известным причинам перевозки грузов через погранпереходы в адрес портов и нефтебаз Украины упали по сравнению с прошлым годом в два раза и составили 436 вагонов в сутки. В то же время весьма заметный, на 5%, рост наблюдался через балтийские порты, составив 2,6 тыс. вагонов в сутки.
Необходимо отметить, что критическая ситуация отмечается и в пассажирском сообщении с Украиной. Продвижение поездов по территории этой страны в направлении Крыма и обратно обеспечивалось со значительными задержками (до 4 часов) из-за неурегулированности порядка их проезда через вновь созданный пункт пропуска Джанкой на границе Украины и Крыма.
Всё это оказывало заметное влияние и на сохранение отрицательной динамики пассажиропотока в целом в межгосударственном пассажирском сообщении. В апреле перевозки здесь по сравнению с 2013 годом упали на 26%. По состоянию на конец прошлого месяца продажа проездных документов в межгосударственном сообщении на май сократилась на 33%.
За четыре месяца в целом по сети удалось сохранить рост объёмов перевозок пассажиров к прошлому году на 2,5%, но всё это за счёт пригородного сообщения. Падение в дальнем следовании составило 7%.
В апреле число перевезённых пассажиров в целом по сети осталось на прошлогоднем уровне при ещё большем падении в дальнем следовании, на что повлияла опережающая индексация тарифа в регулируемом сегменте.
Гудок