21.03.13

Каботаж по квоте

Создание Таможенного союза отчасти облегчило работу отечественным автопредприятиям, вместе с тем из-за смещения контроля на внешние границы иностранные компании все чаще стали нарушать правила международных перевозок грузов на территории России. Прежде всего я имею в виду осуществление рейсов без спецразрешений, несоблюдение режима труда и отдыха водителями.

В 2012 году управлением Ространснадзора по УрФО было проверено 37 128 автотранспортных средств международного сообщения, выявлено 5 тысяч нарушений. Свыше половины из них совершили иностранные перевозчики. Большие расстояния и нехватка контролеров делают свое дело. В мае-июне прошлого года члены АСМАП организовали совместные дежурства с Ространснадзором на дорогах УрФО. Это позволило задержать нарушителей из Турции, Украины, Молдовы, Латвии, Киргизии. Также грешат нелегальным каботажем (перевозками на территории другой страны) граждане Казахстана и Беларуси, если доставка грузов осуществляется не по двусторонним неквотируемым соглашениям, а транзитом через государства ТС. Для зарубежных компаний российский рынок очень привлекателен с точки зрения объемов перевозок (33,5 миллиона тонн в 2012 году, 73,8 процента из них - импорт) и обширности территории.

Большие надежды российские перевозчики возлагали на поправки в КоАП и ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автоперевозок", утвержденные в апреле 2012 года. Суммы штрафов для иностранных компаний увеличились до 400 тысяч рублей, кроме того, была введена норма о задержании автомобиля-нарушителя. Однако система в полном объеме так и не заработала. Управления Ространснадзора после сокращения штатов в 2011-2012 годах в значительной степени утратили возможность обеспечивать контроль на федеральных трассах, а инспекторский состав слабо пользуется КоАП, неверно оформляет документы, вследствие чего иностранные перевозчики успешно оспаривают взыскания в судах.

Низкие показатели в Ространснадзоре, в частности, объясняют отсутствием спецстоянок и эвакуаторов для фур. Так, в УрФО спецстоянки имеются только в Тюмени и Тобольске, в Свердловской области - два спецэвакуатора. Вопрос забюрократизировали до такой степени, что сами себя загнали в угол.

К российским компаниям в ЕС применяют очень строгие меры контроля. Надо, чтобы наш рынок так же был защищен от недобросовестной конкуренции. К примеру, можно наложить ограничения на въезд машин компании на территорию РФ на определенный срок, если она вовремя не уплатила штраф. Кроме того, мы считаем, что необходимо наделить инспекторов Ространснадзора правом "остановки по требованию" и увеличить количество постов контроля на дорогах, серьезно сократив сроки и порядок согласования их размещения.

Бороться с нарушителями нужно не только на внешних границах, но и внутри страны. Политика регионов в отношении организации перевозочного процесса должна быть сбалансирована, понятна его участникам и, конечно, защищать интересы российского перевозчика.

"Российская газета"