К 2020 число поездов Китай-Казахстан-Европа увеличится почти вдвое
К 2020 году через территорию Казахстана будут проходить около 3 тысяч контейнерных поездов по направлению Китай-Европа, чему способствует реализация стратегических программ РК и КНР - Новой экономической политики «Нурлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути». Об этом в интервью Казинформу сообщил заместитель директора Института транспортных перевозок Пекинского транспортного университета, один из разработчиков Плана контейнерных перевозок КНР Чжан Сяодун.
«В 2016 году объем перевозок через железнодорожные пограничные переходы Казахстана и Китая («Алашанькоу-Достык» и «Хоргос-Алтынколь») составил 8 млн 290 тыс тонн грузов, что больше показателя 2015 года на 16%. В 2017 году эта цифра прогнозируется на уровне 11,5 млн тонн. Это достаточно высокая динамика роста. Для сравнения - в 2016 году общий объем железнодорожных перевозок Китая снизился на 0,8%, а перевозки компании «Китайские железные дороги» - на 2,35%», - сказал он.
По словам эксперта, в 2016 году по направлению Китай-Европа прошли около 1,8 тыс контейнерных поездов.
«К 2020 году мы хотим довести их число до 5 тыс, из них около 3 тыс будут проходить через территорию Казахстана. Росту транзитного грузопотока из стран Юго-Восточной Азии и Китая через Казахстан в направлении Европы способствует ускоренное развитие Казахстаном своей транспортно-логистической инфраструктуры (дороги, транспортно-логистические центры, специальные экономические зоны) в рамках Новой экономической политики «Нурлы жол», а также использование возможностей терминала в порте Ляньюньган. Уже в ближайшие годы через железнодорожные пограничные переходы Казахстана и Китая, на мой взгляд, будут проходить до 25 млн тонн грузов», - подчеркнул он.
Чжан Сяодун отметил, что транзитно-транспортный потенциал Казахстана будет возрастать по мере роста потребностей Китая и других стран вдоль «Экономического пояса Шелкового пути» во взаимной торговле.
«Рост контейнерных перевозок между Китаем и Европой через территорию Казахстана продолжался даже на фоне падения объемов мировой торговли и процессов глубокой трансформации экономики КНР. Поэтому ожидаемое увеличение товарооборота между Китаем и Европой, Юго-Восточной Азией и Европой вызовет дальнейший бум контейнерных перевозок через территорию Казахстана. К примеру, в этом году, согласно плану Китая, планируется увеличить число контейнерных перевозок в направлении Европы на 40%, в том числе легковых автомобилей - на 50%. На сегодняшний день в контейнерных перевозках по направлению Китай-Европа участвуют 11 китайских компаний (транспортные операторы, перевозчики, страховые и другие компании). Недавно была создана специализированная компания по содействию контейнерным перевозкам», - сказал он.
По мнению китайского эксперта, для максимального использования транзитно-транспортного потенциала Казахстана необходимо создать благоприятные условия на пограничных пунктах пропуска товарных поездов.
«Я знаю, что казахстанская сторона проводит работу по запуску круглосуточного таможенного режима на пунктах пропуска. Я уверен, что многие предприятия с восточного побережья Китая будут активно использовать эту возможность. В частности, многие компании из города Иу направляют свои товары в Европу транзитом через Казахстан», - сказал он.
Во-вторых, - продолжил он, - необходимо в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и проекта «Один пояс, один путь» принять комплексный подход к координации тарифов железнодорожных перевозок.
«В-третьих, следует гармонизировать и координировать стандарты оборудования, таможни, налогообложения, фитосанитарных требований и др. Эти вопросы необходимо решать как в двустороннем, так и многостороннем форматах, в первую очередь, ШОС», - добавил Чжан Сяодун.
По его словам, также важно укреплять сотрудничество в совместной подготовке кадров для транспортно-логистической отрасли. «На протяжении последних 11 лет Пекинский транспортный университет занимает первое место в подготовке кадров для транспортной и логистической сферы КНР. Для стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Таиланд и др.) мы ежегодно открываем от 3 до 5 групп подготовки кадров в сфере скоростных железных дорог и логистики.
В 2015 году совместно с Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I мы на взаимной основе открыли Китайско-российский и Российско-китайский транспортные институты при наших вузах. В будущем мы хотели бы создать совместные институты с Казахстаном, а также другими странами ШОС. Каждый год 15-30 человек из стран ШОС заканчивают наш университет», - резюмировал Чжан Сяодун.