Из ритейлеров в девелоперы
В последнее время девелопментом на рынке российской недвижимости не занимается только ленивый. Девелоперские проекты анонсируют крупные риэлторские агентства, западные банки и генподрядные организации. Теперь список должен пополниться еще и ритейлерами. Одна из крупнейших российских ритейловых корпораций — X5 Retail Group, владеющая сетями “Пятерочка” и “Перекресток”, займется строительством гипермаркетов. Компания и раньше занималась девелопментом, однако предпочитала строить для себя. Теперь же две трети помещений достанутся сторонним арендаторам. По мнению экспертов, так X5 решает проблемы региональной экспансии и задает новую тенденцию рынка.
Летом 2007 г. Х5 должна начать строительство торгового комплекса в Самаре под рабочим названием “Ипподром”. Название объясняется просто: компания получила в аренду участок площадью 3 га недалеко от действующего ипподрома. Общая площадь будущего комплекса составит 30 000 кв. м, торговая — около 22 000 кв. м. От 4000 до 7000 кв. м займет якорный арендатор — сеть “Перекресток”, а остальные площади достанутся другим компаниям. Проектирование нового гипермаркета уже идет полным ходом, объем инвестиций составляет $30 млн. Открыться новый гипермаркет должен в 2008 г. Вслед за этим в течение ближайших двух лет X5 по той же схеме планирует открыть 10 аналогичных комплексов в Москве, Твери, Воронеже и Нижнем Новгороде. В том же 2008 году будет построен торговый центр в московском Жулебине. В самой компании выход на строительную площадку объясняют недостатком свободных торговых площадей в заявленных регионах. Однако, по мнению экспертов, одной из причин девелоперской экспансии ритейлеров являются их неудачи на ниве франчайзинга.
X5 Retail Group так и не удалось договориться со своими региональными франчайзи. Долгое время компания безуспешно пыталась выкупить все 46 универсамов “Пятерочка” у своего самарского партнера — “Агроторг-Самары”. Кроме того, владелец франчайзинговых “Пятерочек” в Краснодаре Владимир Измайлов планирует отказаться от франшизы из-за ее высокой стоимости. Все это побудило компанию, по мнению экспертов, обратиться к девелопменту. Строго говоря, другие розничные сети уже заявляли об аналогичных планах. Например, сеть “Патэрсон” еще в конце 2005 г. сообщила о своих планах по строительству 20 гипермаркетов, однако площадь новых магазинов должна была составить до 9000 кв. м и полностью предназначалась для нужд сети. Интерес к такому формату в самой сети тогда объясняли необходимостью форсированного выхода в регионы. Однако то ли компания так и не нашла площадок, то ли оставила эту идею, но сеть так и не заработала, и в настоящий момент “Патэрсон” продолжает строить универсамы.
По мнению экспертов, интерес X5 Retail Group к девелопменту, с одной стороны, вписывается в общую стратегию развития компании — отказ от франшиз и открытие собственных магазинов в регионах. А с другой — отражает новую тенденцию: розничные сети становятся полноценными участниками девелоперского рынка. В пользу этой версии говорит и тот факт, что программа по строительству гипермаркетов появилась у сети “Перекресток” ровно год назад. Тогда компания решила выделить девелопмент в отдельное направление. Планы компании только усилились после объединения с “Пятерочкой”, последние годы испытывавшей проблемы со своей масштабной франчайзинговой сетью. Теперь X5 может решить сложности обеих сетей, а также увеличить свою капитализацию. Видимо, именно поэтому компания решила не ограничиваться строительством гипермаркетов, а также заняться строительством логистических центров в Нижнем Новгороде и Самаре.
Ведомости ; 23.04.2007