27.05.08

Из Пекина до Берлина за 15 дней

РБК daily; 27.05.08

В этом году Deutsche Bahn AG (DB) намерен запустить регулярное товарное сообщение между Берлином и Пекином, соединив через территорию шести стран грузовые потоки Азии и Европы. По стоимости железнодорожные перевозки не смогут конкурировать с морскими, однако немцы уверены, что срочность доставки сыграет положительную роль. Половину пути поезда будут идти по территории России, поэтому ОАО «РЖД» станет одним из ключевых партнеров DB.

Помимо РЖД в проекте примет участие китайская корпорация China Uni­ted Inter­na­tio­nal Railway Containers, где DB вла­деет 8-про­цент­ной долей. По подсчетам экспертов, уже в первый год доход от прямого железнодорожного сообщения между Европой и Азией может составить от 10 млн до 20 млн евро. «Надеемся, что маршрут откроется уже в этом году, — сказал РБК daily представитель DB Гельфо Крегер. — Предполагается, что поезда будут курсировать по крайней мере раз в неделю, но в зависимости от загрузки составы смогут отправляться даже чаще». Маршрут пролегает по территории Германии, Польши, Белоруссии, России, Монголии и Китая, причем почти половину пути поезда будут идти по российским рельсам.

РЖД этот проект обещает значительную прибыль. Недозагруженный Транссиб нуждается в повышении объемов грузовых перевозок, а Китай, Япония и европейские страны, включая Германию, способны эти объемы обеспечить.

В январе 2008 года уже состоялся пробный рейс демонстрационного грузового поезда, который на 49 платформах перевез из Пекина в Гамбург 98 контейнеров, продемонстрировав выгоду евро-азиатских перевозок. «Этот маршрут вскоре станет регулярным», — пообещали РБК daily в РЖД.

Тестовый рейс показал, что 9780 км груз может преодолеть за 15 суток. Пока все товары доставляются преимущественно морем, на что требуется около 35 дней. Это во много раз дешевле, чем другие виды доставки. В DB осознают, что новый транспортный коридор вряд ли сможет конкурировать с морскими перевозками по ценам, однако ставка делается на скорость. «Январский поезд дошел из Китая вдвое быстрее, чем идут грузы морем, и это открывает рынок для компаний, которые опираются на укороченное время перевозок», — сказал представитель DB.

Глава DB Хартмут Медорн намерен сократить время в пути до десяти дней, однако такому ускорению противостоят две проблемы. Одной из них является неустранимая разница в ширине железнодорожной колеи на 8,5 см и вызванная этим необходимость смены колесных пар вагонов и платформ на границе Польши и Белоруссии. Эта процедура неизбежно отнимет время. Второе препятствие — простои составов на границе, однако эту проблему при активном участии РЖД удается решать. «Объемы перевозок грузов по железной дороге из Китая в Россию растут, поэтому для запуска регулярного азиатско-европейского маршрута следует решить все вопросы на пункте пропуска Забайкальск — Маньч­журия», — пояснили в РЖД.

Тем временем правительство ФРГ, которому принадлежит DB, до конца 2008 года намерено продать 24,9% акций железнодорожного оператора. По планам властей, в частные руки отдадут транспортные подразделения DB, а путевое хозяйство и станции оставят в госсобственности. Доходы от частичной приватизации могут составить 6—8 млрд евро, причем уже называются потенциальные инвесторы, в частности РЖД. На этот счет глава российской компании Владимир Якунин на прошлой неделе заявил, что «покупка доли DB является неплохой идеей», однако, по его словам, такое предложение пока находится лишь на стадии рассмотрения. РЖД, в свою очередь, намерены продать 25% компании частному инвестору, причем российско-германские железнодорожные отношения в обоих IPO играют далеко не последнюю роль. Так, в прошлом году уже была создана совместная компания Trans-Eurasia Logistics. Что же касается контейнерных перевозок, то в DB РБК daily сказали, что «очень плотно работали с РЖД по вопросам организации транспортного коридора», но в отношении перекрестного владения пакетами акций предметный диалог пока не ведется. В РЖД, играющих ключевую роль в интерконтинентальных контейнерных перевозках, ничего определенного о доле в немецко-китайском проекте тоже не сказали.