19.10.21

IT-решения ФТС России для взаимодействия с участниками ВЭД

Дмитрий Андреевич Васильев, Начальник Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России

Стенограмма выступления начальника Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России Дмитрия Андреевича Васильева на 2-м Международном внешнеэкономическом научно-практическом форуме «Вызовы и решения для бизнеса: энергия регионов» в рамках сессии «IT-продукты для ВЭД».

Добрый день уважаемые коллеги. Скажу несколько слов о Центральном информационно-техническом таможенном управлении. Управление в структуре таможенных органов занимается развитием и эксплуатацией информационных технологий в интересах ФТС России на протяжении 30 лет. Таким образом, ЦИТТУ реализует все проекты и технологии в области ИТ, которые в том числе предназначены для взаимодействия с участниками ВЭД.

ФТС России, пожалуй, единственное федеральное ведомство, которое работает в режиме онлайн 24/7. Согласно Таможенному кодексу ЕЭАС время регистрации декларации на товары составляет не более 1 часа, а время выпуска не более 4 часов. Таким образом, в течение 4 часов должностные лица таможенных органов проводят весь спектр мероприятий по таможенному оформлению, это такие автоматизированные операции, как:

  • Проверка документов в иных ФОИВ
  • Проверка на риски
  • Проверка состояния лицевого счета
  • Проверка на запреты и ограничения и так далее.

С учетом таких требований по времени и количеству операций на ФТС России налагаются повышенные требования по автоматизации таможенного администрирования.

Широкомасштабная реформа таможенных органов Российской Федерации успешно завершена: создана сеть из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования, изменен функционал таможен и таможенных постов, значительно повысилась прозрачность и скорость выполнения таможенных операций. Практически 99% деклараций на товары сконцентрированы в центрах электронного декларирования, что позволяет ФТС России наращивать применение технологий автоматизации таможенных операций.

ФТС России предпринимает конкретные меры с целью повышения качества и скорости взаимодействия таможенных органов с добросовестными представителями бизнеса. ФТС стремится сделать так, чтобы отношения были оптимальными и эффективными для обеих сторон. В свою очередь электронное взаимодействие значительно снижает конфликтный потенциал в таможенной сфере.

Ключевая цель на ближайшее десятилетие трансформировать таможенное администрирование в быстрый и высокотехнологичный процесс за счет применения современных технологий, внедрения методов обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.

В Стратегии развития таможенной службы до 2030 года обозначена траектория движения от электронной таможни к таможне интеллектуальной, и ФТС России существенно продвинулась в этом направлении, завершив в 2020 году масштабное реформирование таможенных органов, создав сеть центров электронного декларирования и электронных таможен.

Утверждена ведомственная программа цифровой трансформации на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Ключевая цель - превратить таможенное администрирование в быстрый и высокотехнологичный процесс за счет применения современных технологий, внедрения методов обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.

Передовые информационно-коммуникационные технологии, позволяющие сформировать безбарьерную среду для торговли, а также выгоды и риски цифровизации для государства и бизнеса.

В настоящее время основой информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с участниками внешнеэкономической деятельности и органами исполнительной власти является Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов.

Использование ЕАИС таможенных органов обеспечивает реализацию возложенных на ФТС России функций и полномочий в соответствии с правом Евразийского экономического союза и национальным законодательством в сфере таможенного дела, предоставления государственных услуг, а также функций и задач, обеспечивающих деятельность ФТС России.

Элементами ЕАИС таможенных органов являются информационно, технически и программно совместимые комплексы средств автоматизации (локальные вычислительные сети с используемым телекоммуникационным оборудованием, общим и специальным программным и информационным обеспечением) объектов таможенных органов (далее – компоненты ЕАИС таможенных органов), функционально объединенные с использованием ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (далее – ВИТС) ФТС России, представляющей собой систему взаимоувязанных по иерархическому принципу телекоммуникационных узлов.

  • Компоненты ЕАИС таможенных органов предназначены для автоматизации всех бизнес-процессов в сфере таможенного дела в соответствии Таможенным Кодексом ЕАЭС, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и иных актов, входящих в право Евразийского экономического союза, а также для: взаимодействия таможенных органов через Автоматизированную систему внешнего доступа таможенных органов (далее – АСВД ТО) с участниками внешнеэкономической деятельности и иными заинтересованными лицами в электронном виде, в том числе с использованием электронных документов с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • информационного взаимодействия ФТС России через АСВД ТО в электронном виде с органами государственной власти и организациями Российской Федерации, таможенными и иными органами государств – членов ЕАЭС, таможенными службами государств, не являющихся членами ЕАЭС, и международными организациями;
  • ведение архива входящих и исходящих сообщений с обеспечением доступа к нему уполномоченных пользователей и аудиторов.

В ЕАИС ТО используется более 2000 каналов передачи данных и около 50 информационно-программных средств, формирующих около 40 информационных ресурсов, которые ежедневно отрабатывают около 55 миллионов электронных сообщений внутри ЕАИС ТО и свыше 150 тысяч – в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

В ЕАИС таможенных органов реализовано 38 информационных таможенных технологий, использующих 64 вида электронных документов.

Цифровая трансформация, цифра – это скорость перемещения товаров, взаимодействия торговых партнеров, общения между таможенными организациями различных государств, таможенного оформления и контроля. Она добавляет прозрачности, существенно повышает уровень взаимного доверия и в конечном счете сказывается на товарообороте между странами.

Цифра должна связать нас с таможенными администрациями других государств и участников ВЭД. В наших планах – реализовать проект интеллектуального пункта пропуска, создать такую цифровую платформу, которой бы пользовались все контролирующие ведомства. Для бизнеса это будет означать безостановочное движение товара в пунктах пропуска.

Важными проектами таможенной службы руководитель ФТС России назвал совершенствование системы управления рисками, создание автоматизированной технологии чтения снимков инспекционно-досмотровых комплексов, использование навигационных пломб с энергонезависимой памятью в транспортных коридорах, прежде всего на китайском направлении.

Для реализации этих задач ФТС России уже проводит работу по обновлению ключевых элементов IT-инфраструктуры: началось строительство Главного центра обработки данных в Твери, который будет обеспечивать высокоскоростную передачу и обработку данных с соблюдением всех мер информационной безопасности.

Доработаны и эксплуатируется в централизованной архитектуре ЕАИС таможенных органов сервисы выявления рисков, аналитической деятельности, Единые лицевые счета, АИС «ЦРСВЭД».

По остальным информационно-программным средствам продолжаются работы по их интеграции и изменению архитектуры.

На данный момент уже автоматизированы ряд технологий принятия решений как на уровне Главного центра обработки данных ФТС России (ГЦОД ФТС России), так и на региональном уровне.

Решения, принимаемые ИПС ЕАИС ТО на уровне ГЦОД ФТС России, являются полностью автоматическими и позволяют совершать таможенные операции без участия должностных лиц таможенных органов. К ним относятся такие решения и операции, как:

  • автоматическая регистрация деклараций на товары и решения о выпуске товаров и транспортных средств;
  • решения о регистрации и выпуске транзитных деклараций;
  • проверка категории уровня риска участника ВЭД;
  • автоматическое выявление профилей рисков на разных этапах;
  • форматно-логический контроль деклараций на товары;
  • проверка правильности расчёта таможенных платежей и сборов и их списание;
  • сведения, предоставляемые участникам ВЭД через «Личный кабинет участника ВЭД».

Непосредственно в таможенных органах принимаются следующие решения в автоматизированном режиме с использованием ИПС ЕАИС ТО:

  • решение о корректировке деклараций на товары;
  • включение участника ВЭД в реестры таможенных представителей, владельцев таможенных складов, складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов;
  • формирование документа уплаты;
  • формирование паспорта задолженности;
  • сверка сведений из документов, полученных посредством СМЭВ, со сведениями, заявленными в ДТ.
  • сопоставление сведений, заявленных в ДТ, со сведениями, полученными из ГИС «Маркировка».

Остановлюсь на работах по автоматизации принятия решений таможенными органами и выполнения таможенных операций, которые запланированы к реализации в ближайшее время, в их числе:

  • оказания государственных услуг таможенными органами,
  • автоматизация процессов взаимодействия с инновационными центрами,
  • реализация новых взаимодействий посредством СМЭВ.

Мы планируем также повысить качество технической поддержки участников ВЭД.

На первый план процесса автоматизации, безусловно, выходят вопросы обеспечения отказоустойчивости систем и инфраструктуры.

В этих условиях нарушения в работе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ЕАИС останавливают автоматическую обработку информации и приводят к необходимости автоматизированной обработки массива данных непосредственно в таможенных органах должностными лицами.

Таким образом, для достижения поставленных целей цифровой трансформации, сокращения времени таможенных операций, автоматизации принятия решения таможенными органами планируется выполнение следующих задач:

  1. Внедрение новых цифровых платформ таможенного оформления на базе Российских технологий;
  2. Централизация ИПС в централизованную инфраструктуру;
  3. Создание аналитических платформ;
  4. Создание ЦОД в г. Тверь.

"Альта-Софт"