14.06.05

Интервью: Павел Корчажкин, начальник СЗТУ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Летняя забастовка финских пограничников не привела к пробкам на пограничных переходах, хотя очереди на границе с Евросоюзом возникают нередко. Полностью избавиться от пробок в ближайшее время вряд ли удастся, говорит начальник СЗТУ Павел Корчажкин. Объем экспорта и импорта растет, а существующие пункты пропуска, построенные в середине 90-х, уже не справляются с грузопотоком. Но таможенники не отчаиваются и надеются, что скорость досмотра грузов возрастет после установки на границе рентгеновского оборудования. Новые технологии, считает Корчажкин, помогут бороться и с серым импортом, который, по его данным, до сих пор велик. Например, по данным СЗТУ, в этом году на порядок упал официальный импорт мобильных телефонов. А импортерам новых иномарок таможня обещает облегчить жизнь, открыв таможенный склад для автомобилей в Морском порту Санкт-Петербург.

В начале июня финские пограничники объявили забастовку. Как это повлияло на грузопотоки?

Большого изменения грузопотоков не было. Пограничники, которые участвуют в забастовке, не ставят штампы в паспорта. Определенное неудобство наши перевозчики испытывают. Но нельзя сказать, что забастовка ударила по нашей экономике и изменила ситуацию на границе.

На пропускных пунктах все же время от времени возникают пробки? И можно ли как-то разрулить ситуацию хотя бы с точки зрения таможни?

Давайте будем откровенны. До конца мы их никогда не разрулим, и так задачу ставить не надо. Хотя большие пробки это, конечно, беда для нас.

Пункты пропуска часто называют таможенными, хотя на пограничный и таможенный контроль уходит менее половины времени, которое транспортное средство проводит на пропускном пункте. Кроме нас и пограничников там стоят транспортная инспекция, ветеринарный и фитоконтроль, санэпидемнадзор, в определенных случаях миграционная служба. Причем пробы для лабораторных исследований на границе эти службы не берут, просто проверяют сертификат. Думаю, это могли бы делать и сотрудники таможни. Если правительство нам делегирует эти функции, мы справимся. В Финляндии на границе работают только пограничники и таможенники.

Но можно все-таки избежать очередей? Или пропускная способность пунктов недостаточна?

Недостаточна. Пункты пропуска были построены в середине 90-х гг. А объемы внешнеэкономической деятельности в последнее время растут на 17-20% в год в весовом измерении. В прошлом году из Финляндии было ввезено 710 000 грузовых партий на 30% больше, чем в 2003 г. На 1 июня нашу границу пересекло уже 319 000 торговых партий прирост порядка 17%. Бывает, что в гости пришло не три человека, а сразу семь. И в прихожей возникает сутолока

Возможна ли модернизация пунктов?

В этом году будут сдаваться два пункта пропуска Чернышевское (Калининградская обл.) и Суоперя (Карелия). Ведется их реконструкция, увеличивается число полос.

РЖД ведет реконструкцию, а по существу строит новый железнодорожный пункт в Кингисеппе, заканчивает модернизацию пункта пропуска в Светогорске. На границе более 100 пунктов пропуска. Они требуют серьезных затрат. Многие из них реконструируются на средства ЕС. Строительство одного пункта стоит не менее $10 млн.

А такая прогрессивная техника, как рентген, у нас может появиться?

Да. ФТС [Федеральная таможенная служба] впервые выделила средства на такое оборудование. Мы готовимся в следующем году установить пять инспекционно-досмотровых комплексов на Выборгской, Багратионовской, Балтийской и Себежской таможнях. Одна рентгеновская установка стоит около $10 млн. Эта техника, конечно, ускоряет работу, ведь 40-футовый контейнер или фуру, в которую помещается два вагона, можно проверить за считанные минуты. Такая установка стоит у финнов на Валимаа с нашей стороны это Торфяновка. Они иногда разрешают нам пользоваться рентгеном. Но у финнов другая ситуация: лес и бумага, которые преобладают в российском экспорте, не нуждаются в рентген-контроле, достаточно просто взглянуть на лесовоз. А к нам идет полная номенклатура внешнеэкономической деятельности, в основном товары народного потребления, продукты питания то, что требует контроля.

Почему многие импортеры, в том числе дилеры финских поставщиков стройматериалов, жалуются, что таможенники стали в последнее время завышать таможенную стоимость?

Не буду это отрицать. Но каждая сторона имеет право на полноту защиты. У нас есть свои аргументы. Мы принимаем заявленную декларантом таможенную стоимость, когда представленные документы не вызывают сомнения. Но таких товаров единицы. Чаще мы сталкиваемся с контрактами, которые заключены в офшорных зонах. Недавно финские коллеги рассказали нам, сколько товаров идет в нашу страну из Финляндии по поддельным документам. Эти данные конфиденциальны, поэтому я не могу назвать цифру, но она ошарашивает.

В денежном выражении товарооборот вырос больше, чем в весовом. Это следствие завышения таможенной стоимости?

За четыре месяца импорт составил 12,627 млрд руб., увеличившись на 38% в стоимостном и на 18% в весовом выражении. Экспорт составил 5,518 млрд руб., рост соответственно на 65% и на 28%. Думаю, что это связано с тенденциями рынка. Повышаются цены на автомобили, электронику, сырьевые продукты дорожают.

Назовите наиболее распространенные товары прикрытия.

Это могут быть стройтовары, строительные смеси, вододисперсионные краски, стеклянные бутылки, сода, соль. Мясо часто ввозится как обрезь, тримминг. Ценные породы рыбы заявляются как хребты, хвосты, головы. То есть выбирается похожий, но более дешевый товар, облагаемый самой низкой пошлиной до 5%. Вместо плазменных телевизоров могут быть заявлены электронно-лучевые мониторы. По статистике, в прошлом году на Северо-Запад ввезено около 60 000 мобильных телефонов, в этом году в десятки раз меньше. У нас что, стало меньше мобильных телефонов?

Сколько, на ваш взгляд, товаров импортируется под видом более дешевых?

Трудно сказать. Но практика показывает, что новая схема живет, как правило, около месяца. Новый Таможенный кодекс ввел новую процедуру пост-контроля, которая позволяет таможенной инспекции проверять бухгалтерию участников ВЭД. В отчетности для внутреннего рынка отражается вся продукция, которую ввозит фирма, даже та, что не декларировалась на таможне. Пост-контроль одно из концептуальных понятий нового кодекса наряду с предварительным информированием, электронным декларированием, выборочным контролем и др. Их внедрение позволит сократить время на оформление. Недавно мы договорились с финскими коллегами, что они будут нас информировать о перемещаемых товарах, а мы будем проверять на основе системы управления рисками только те товары, которые чаще всего фигурируют при нарушениях. Уже почти два года действует технология зеленого коридора , когда достоверность данных о грузе подтверждает таможенная служба сопредельного государства Финляндии или Швеции.

Этот режим касается только каких-то избранных фирм?

Да, это фирмы, которые хорошо зарекомендовали себя, Valio, Scania, Volvo, издательский дом 7 дней .

Будет ли их число увеличиваться?

Думаю, что будет. Мы в этом заинтересованы, потому что это реальное ускорение. Но это должна быть известная, крупная фирма. Решение принимается на уровне нашей и финской служб. Финны предлагают, мы проверяем. А вот другая технология предварительного информирования доступна всем, для нее не нужно быть исключительным участником ВЭД. Это наша наработка. Она предполагает, что сведения о товаре подаются на российскую таможню заблаговременно, в момент отправки товара из Финляндии. Меньше месяца назад ФТС подписала распоряжение об эксперименте, который будет проходить в рамках нашего управления. Затем эта практика должна получить широкое распространение. В конце прошлого года мы начали эксперимент по внедрению электронного декларирования. В нем участвует по одному посту Петербургской, Балтийской и Акцизной таможен. Больших сложностей это не вызвало. Участник ВЭД предоставляет все сведения о товаре в электронном виде, мы проверяем их, и происходит выпуск декларации Но для импортеров это связано с большими затратами нужно покупать новую технику, поэтому в эксперименте участвуют только крупные фирмы. Сейчас мы через ассоциацию брокеров отрабатываем новую технологию, создаем корпоративный портал, через который небольшие фирмы смогут подавать декларацию.

Какой объем грузов декларируется в электронном виде?

Пока это единичные партии. С начала года выпущено порядка 150 электронных деклараций, а всего мы выпускаем 2500-3000 деклараций в день. К концу года планируем внедрить эту технологию еще на 13 постах и оформлять 5% грузов в безбумажном виде. При оформлении экспорта электронное декларирование не очень удобно. Чтобы получить возмещение НДС, участник ВЭД все равно должен предъявить налоговому органу декларацию в бумажном виде. Мы одни не можем изменить ситуацию, нужно вносить изменения в налоговое и банковское законодательство.

О намерении развернуть производство в Петербурге заявила Toyota, рассматривает такие планы DaimlerChrysler. Как появление новых автопроизводств может повлиять на деятельность таможни?

Мы уже отработали технологии импорта комплектующих, когда во Всеволожске начинал работу завод Ford. С появлением новых заводов произойдет увеличение объемов. Вместо 30 наших сотрудников будет работать 60. Роста таможенных платежей не будет, ведь комплектующие для промышленной сборки ввозятся по пониженным ставкам или вообще без пошлины. Появление здесь автопроизводств закономерно. Петербург основные транспортные ворота, а основные объемы грузов идут морем. Если построить завод в Москве или еще дальше, транспортировка будет значительно дороже.

Много ли нарушений фиксируется при ввозе автомобилей?

Вопрос серого импорта связан со вторичным рынком. А схема ввоза новых автомобилей прозрачна, осуществлять контроль несложно. Мы готовим существенный прорыв в импорте новых машин. Сейчас они ввозятся из Финляндии, где они хранятся на свободных складах. По нашим данным, в Финляндии в припортовых зонах одновременно находится около 40 000 автомобилей. И оттуда наши дилеры возят их трейлерами по семь штук. В этом году несколько агентских линий запустили паром К-лайн , который будет доставлять новые автомобили в петербургский порт, минуя Финляндию. Мы делаем на Балтийской таможне режим таможенного склада, на котором транспортные средства могут стоять без уплаты платежей три года. Это очень перспективный проект. Для дилеров это экономия, двойная перевалка дороже.

БИОГРАФИЯ

Павел Васильевич Корчажкин родился в 1952 г. в г. Серебряные Пруды (Московская обл.). В 1974 г. окончил исторический факультет педагогического института в Петропавловске (Казахстан), в 1986 г. Академию МВД. С 1974 г. служил в армии, затем работал в комсомольских, партийных органах. С 1984 г. работал в органах внутренних дел. В 1994 г. назначен замначальника, а в 1995 г. начальником Курганской таможни, входящей в состав Уральского таможенного управления. С января 2002 г. первый заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления. 23 марта 2005 г. назначен начальником СЗТУ.


Анна Щербакова
Ведомости 14.06.05