05.02.08

Интеллектуальное господство

Признавая важность надлежащего правового регулирования интеллектуальной собственности, необходимо относиться с пониманием к тому, что создание полноценного механизма защиты интересов правообладателей сможет укрепить национальную экономику и улучшить на международной арене имидж Российской Федерации.

Масштабность нарушений прав интеллектуальной собственности выдвинулось в последние годы в число наиболее обсуждаемых в России как на государственном уровне, так и в обществe. Причины этого понятны – объемы производства и реализации контрафактной продукции в Российской Федерации поставили страну в число мировых «лидеров» по данным показателям. Такое положение становится серьезным препятствием на пути вступления России в ВТО.

Разгул фальсифицированной продукции подрывает саму основу преумножения интеллектуального потенциала России, так как перекрывает реальный источник финансирования интеллектуальных национальных программ. Вращающиеся в пиратской среде огромные денежные средства не только напря- мую изъяты из легального оборота в интеллектуальной сфере, но и оттягивают на себя заметную часть талантливых специалистов. Большой объем правонарушений в области интеллектуальной собствен- ности замедляет интеграцию российской экономики в мировую среду, в том числе в рамках переговорного процесса о вступлении России в ВТО. Создается негативный образ России как одного из главных оплотов мирового пиратства, что крайне отрицательно сказывается на объемах зарубежных инвестиций в российскую экономику. Заметное сокращение объемов производства и реализации контрафактной продукции автоматически привело бы к расширению легального рынка производства интеллектуальной собственности и увеличению налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

В передовых государствах опасаются развивать широкое равноправное сотрудничество с Россией в интеллектуальной области, рассматривая как дешевую квалифицированную рабочую силу наших ученых и специалистов. При этом доля интеллектуальной собственности в нелегальном секторе экономики имеет тенденцию к росту, что является дополнительным фактором давления, побуждающим российское руководство к активным действиям. Доминируют же пока заблуждения, что покончить с «пиратством» можно такими локальными мерами, как давление на правоохранительные органы или ужесточение приговоров в судах. Для определения оптимальных способов борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией в Российской Федерации крайне важно правильно расставить приоритеты причинно-следственных связей данных отношений.

Теневой сектор национальной экономики является главным жизненным пространством для организованной экономической преступности, в котором происходит основной увод доходов от налогообложения. Он мешает наведению порядка в сфере интеллектуальной собственности. При этом основные объемы нелегальных заработков отмываются не в России, а оседают в основном в оффшорных зонах. Безусловно, решение проблем, существующих в рассматриваемой области отношений, является необходимым фактором устойчивого развития экономики России. Непосредственное негативное воздействие, которое в настоящее время оказывают масштабное производство и реализация фальсифицированной продукции на социально-экономическое развитие страны, выдвигает на первый план решение данных вопросов в рамках внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Несмотря на наличие ряда законодательных и нормативных правовых актов, направленных на закрепление организационных, экономических и правовых механизмов указанной деятельности, к сожалению, до настоящего времени не выработано единообразного понимания и стабильной практики их применения. Это объективно сдерживает экономический рост и развитие российской экономики, а также создает определенные препятствия на пути вступления России во Всемирную торговую организацию.

Защита интеллектуальной собственности не зависит только от принимаемых в этой области законов, поэтому реализация этих законов на практике сталкивается с целым рядом трудностей. В частности: нарушение прав интеллектуальной собственности рассматривается как менее тяжкое преступление, отсутствует систематизированная информация, облегчающая рассмотрение дел о защите прав интеллектуальной собственности в арбитражных судах.

И, наконец, нельзя забывать о социальном аспекте проблемы. Надо признать, что ментальность населения в современных условиях такова, что при наличии на рынке более дешевого и не менее качественного товара отечественный покупатель не будет покупать дорогостоящий лицензионный товар, даже понимая, что своим поступком поддерживает существование криминальной сферы.

Ментальность покупателей в последнее время в силу ряда экономических причин значительно сдвинулась в сторону приобретения контрафактной продукции вследствие ее большей доступности при достаточно высоком уровне ее качества. Без специального оборудования даже профессиональные эксперты в сфере мультимедийной продукции уже не всегда в состоянии отличить лицензионный диск от «пиратского».

Существует также и международная составляющая проблемы фальсификаций. Трудно себе представить, что зарубежные специалисты не осознают значимости международной составляющей проблемы производства и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции. России в одностороннем порядке сложно добиться быстрых и значимых результатов в борьбе с контрафактом, с учетом все более глубокой кооперации международного теневого капитала. Это заставляет внимательно подойти к вопросу о возможной скрытой заинтересованности определенных кругов в искусственном продлении нынешней ситуации, чтобы добиться дополнительных преимуществ в соперничестве за интеллектуальное господство. Однако в России в настоящее время происходят положительные изменения. Борьба с производителями контрафактной и фальсифицированной продукцией идет гораздо активнее, чем несколько лет назад.

Одним из важнейших направлений деятельности государства является обеспечение международной и национальной правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, создаваемой или используемой на территории Российской Федерации.

В настоящее время российское законодательство содержит достаточно эффективные механизмы, призванные обеспечить охрану и защиту интеллектуальной собственности от незаконного использования.

Однако далеко не всегда они работают в реальной жизни, о чем свидетельствует противоречивая судебная практика. Механизм защиты нарушенных прав в указанной сфере действует крайне неэффективно.

Причины такого положения нередко кроются не только в экономических, но и во внеэкономических факторах, которые порой ничуть не меньше влияют на уровень защищенности правообладателей. Новизна проблем, применение норм не только национального, но и международного права создают сложности и для правообладателей, и для пользователей.

Кроме того, судьи в большинстве случаев не обладают специальными знаниями в названных областях, а суды часто бывают загружены иными делами. Совершенствование механизмов государственного надзора и контроля в сфере интеллектуальной собственности требует установления в законодательном порядке и воплощения в жизнь эффективных мер таможенного контроля, направленных на прекращение экспорта и импорта пиратской» продукции.

Таможенные органы, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации о таможенном деле, осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, в том числе содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Для категории данных товаров таможенному оформлению подлежит не сама интеллектуальная собственность как результат интеллектуальной деятельности, а перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации товар, содержащий объект интеллектуальной собственности.

Выявление таможенными органами признаков, указывающих на незаконное использование товарного знака, как правило, осуществляется в ходе таможенного оформления товаров либо в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе и в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД.

При обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проведение проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается. При этом акт о результатах проведения таможенной ревизии составляется незамедлительно. Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с уголовно-процессуальным и административным законодательством Российской Федерации.

Полагаю, что цели, достигаемые при помощи таможенной ревизии, можно качественно осуществить с помощью таможенных аудиторов. Необходимо предоставить возможность участникам ВЭД по собственной инициативе проводить аудит своей организации. Данное предложение позволит не только контролировать участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих поставку товаров, в том числе содержащих объекты интеллектуальной собственности, но и повысить качество работы таможенных органов при проведении таможенных процедур.

По моему мнению, существуют все необходимые предпосылки для принятия специального федерального закона, направленного на регулирование деятельности таможенных аудиторов.

Такой закон должен определять основные принципы деятельности таможенных аудиторов.

Михаил ТЮНИН, аспирант Российского государственного университета интеллектуальной собственности

Журнал "Таможня"