Иномаркам очертили госграницу
Правительство поднимает пошлины на импорт
Правительство приступило к реализации комплекса мер по поддержанию отечественного автопрома. На заседании правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова принято решение рекомендовать правительству повысить ставки ввозных таможенных пошлин в отношении транспортных средств иностранного производства всех категорий и возрастов.
По замыслу правительства новые автомобили, собираемые иностранными автопроизводителями в России, будут более конкурентоспособными, чем их импортируемые аналоги, а продукция АвтоВАЗа будет защищена от конкуренции подержанных иномарок. Как сообщается на сайте правительства, на новые автомобили (в возрасте от одного до пяти лет) ставки будут повышены с 25 до 30%. Помимо повышения пошлин на новые иномарки предлагается снизить возрастной порог заградительных пошлин. Теперь рухлядью будут считаться пятилетние, а не семилетние, как ранее, иномарки. За них в зависимости от объема двигателя придется платить 2,5-5,7 евро за 1 кубический сантиметр вместо прежних 1,4-3,6 евро.
Меры по поддержке отечественного автопрома подготовлены в соответствии с поручениями премьера Владимира Путина по итогам рабочей поездки в Елабугу, где он побывал в конце мая.
Автопром вчера и сегодня
С того времени, однако, были повышены только пошлины на окрашенные автомобильные кузова, чтобы препятствовать отверточной сборке автомобилей. До кризиса продажи иномарок росли на 50-60% в год, импортируемые автомобили не мешали спросу на машины, собираемые в России, и жесткие меры не были необходимы. Сейчас, когда банки ужесточили требования к кредитам, а потенциальные покупатели решили отложить покупку автомобиля до лучших времен, рост замедлился.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России, в сентябре рост продаж составил 22%. В октябре ожидается еще более скромная статистика. Вновь тему поднял в начале ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов. "Будут введены необходимые корректировки в таможенно-тарифном регулировании для того, чтобы те инвесторы, которые осуществляют свои проекты и производят автомобили, могли реализовывать продукцию на территории России, - говорил тогда он. - То есть мы будем поднимать пошлину для аналогичных автомобилей, но произведенных за рубежом", - заявил Игорь Шувалов.
Видимо, в правительстве так и не решили, по каким критериям определять аналоги, например, автомобиля Ford Focus, собираемого на заводе во Всеволожске. Поэтому пошлины решили поднять для всех машин без исключения, которые ввозятся в страну.
Лица импортеров бывают разными
Повышение пошлин коснется только юридических лиц. Для физических и так действуют заградительные пошлины на ввоз автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет. Пошлина составляет 48%. Единственное изменение, которое коснется тех, кто ввозит автомобили из-за границы для личных целей, - снижение заградительного возрастного порога с семи до пяти лет. Для автомобилей от трех до пяти лет по-прежнему будет действовать ставка от 0,85 евро за 1 кубический сантиметр при двигателе объемом менее 1 тысячи кубических сантиметров до 2,25 евро за 1 кубический сантиметр при двигателе объемом более 3 тысяч кубических сантиметров.
Спешите строить
По данным АЕБ, самые популярные иномарки, продаваемые в России, уже производятся в России. Это Ford Focus (1-е место по продажам за девять месяцев 2008 года), Renault Logan (3-е место), Hyundai Accent (4-е место), Skoda Octavia (20-е место) и др. Те автоконцерны, которые имеют заводы в России, но производят на них не все модели, скорее всего, выровняют цены на свой модельный ряд. Так, Toyota, производящая в России представительский седан Camry, но импортирующая автомобиль гольф-класса Corolla, скорее всего, разбросает увеличение импортной пошлины на две модели. То же самое сделает и Ford, который собирает Focus и Mondeo в России и импортирует другие модели.
Больше всего пострадают те, у кого нет заводов в России. Поднимутся цены на Mitshubishi, Mazda, Nissan, а также автомобили премиум-класса Mercedes-Benz, BMW, Audi, Volvo и т.п.
Судьба перегонщика
Ударят новые меры и по перегонщикам подержанных автомобилей, и прежде всего на Дальнем Востоке. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», за первые девять месяцев 2008 года импорт подержанных легковых автомобилей составил более 300 тысяч штук. По итогам года показатель может превысить 400 тысяч, что на 10-12% больше прошлогодних значений. По данным "Автостата", основной поток «секонд-хенда» (около 75%) приходится на праворульных японцев.
В данном случае будет нанесен прямой удар по жителям Дальнего Востока, поскольку до них автомобили, собираемые в России, не доехали и доедут не скоро.
Остальные 25% - импорт с Запада, который можно разбить на три основные категории. Это недорогие автомобили среднего класса из Германии - Ford, Opel, Volkswagen, подержанные американские автомобили (Chrysler, Dodge, американские версии Infinity, Lexus и т.п.), а также люксовые немецкие бренды Mercedes-Benz, BMW и Audi, стоящие в Германии значительно дешевле, чем в России. На европейско-американский импорт повышение пошлин практически не повлияет. «Если говорить о годе выпуска, то до конца января - начала февраля 2009 года основной и подавляющей популярностью пользуются и будут пользоваться автомобили 2005 года выпуска, то есть трехлетки. Если пошлина на их ввоз поднимется на 5%, на стоимости авто это сильно не отразится. Машины же в категории до трех лет ввозятся крайне редко, в основном очень дорогие, например Hummer или Mercedes-Benz GL-класса. Если они подорожают на 5%, их заказчики от этого, конечно же, не умрут», - считает анонимный участник рынка перевозок подержанных автомобилей.
По его словам, машины старше пяти лет тоже практически не ввозятся. «Представим себе, что человек рассчитывал купить недорогой автомобиль и заказал машину 2003 года выпуска. Сегодняшние таможенные изменения делают его заказ невыгодным, клиент узнает об этом, и ему находят машину 2005 года за те же примерно деньги», - рассуждает участник рынка.
АвтоВАЗу не помочь
Предлагаемы меры должны, в частности, защитить АвтоВАЗ, но могут сыграть и против него. Автомобили, собираемые в России иностранными автопроизводителями, также попадают под защиту и будут стоить дешевле импортных аналогов. С конкурентами-резидентами АвтоВАЗу придется бороться своими силами.
Повышение пошлин затронет не только легковой автотранспорт. Как говорится в сообщении правительства, за ввоз грузовых автомобилей старше пяти лет придется платить от 2 евро до 4,4 евро за 1 кубический сантиметр, а автобусов старше пяти лет - 3 евро за 1 кубический сантиметр. Таможенную нагрузку снизят только для новых грузовиков и автобусов. Беспошлинно будут ввозиться автобусы и седельные тягачи в возрасте до пяти лет, соответствующие "Евро-4" и выше.
Автомобиль в России уже не роскошь?
ИЛЬЯ ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ, руководитель Федеральной службы страхового надзора:
- По-моему, он уже стал проклятием. У нас, как, например, и во Франции, на 1 млн км автодорог приходится тоже 37-38 млн автомобилей. Но только все это накладывается на качество именно наших дорог, стиль вождения, на технику управления и безопасности дорожного движения.
По-моему, изменение ввозных пошлин на автомобили не окажет существенного влияния на цены. Скорее большее влияние окажет общее снижение платежеспособности населения. Просто люди, видя надвигающиеся проблемы, отказываются от смены или покупки машины. Но цены не останутся на прежнем уровне. Очевидно, что сейчас будут какие-то скидки. Зайдите в любой салон, и вы сами это увидите.
АЛЕКСАНДР СОКОЛ, генеральный директор ОАО АВТОDОМ:
- Автомобиль в России уже не роскошь, и он достаточно давно стал средством передвижения не только по городу, но и по всей стране. Автодороги у нас приводятся в порядок, и их качество улучшается, а в том, что количество машин увеличивается, мы убеждаемся хотя бы тогда, когда находимся в бесконечных московских пробках. Конечно, давать прогнозы - это довольно неблагодарное дело, тем более в нынешней кризисной ситуации. К сожалению, пока непонятно, где же мы сейчас находимся, то есть достигли дна или пока еще только в каком-то промежуточном состоянии. И очень многое зависит от того, как поведет себя производитель, потому что именно он диктует сбытовую политику и устанавливает рекомендованные цены на автомобили.
Могу предположить, что цены останутся на том же уровне, потому что в условиях, когда и доходы населения, и спрос все равно будут сокращаться, зеркально переносить размеры пошлин на рост цены самого товара было бы нелогично. Так что как производителям, так и ритейлерам придется частично поступиться своей маржей, но цены останутся на прежнем уровне.
ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ, член Совета федерации от заксобрания Республики Карелия, начальник главного управления ГАИ России в 1990-2003 годах:
- Уже давно не роскошь. За последние 10 лет количество мотоциклов, которые были у нашего населения, сократилось с 10 млн до 4 млн. Соответственно, 6 млн люди заменили автомобилями.
Я не думаю, что автопроизводители сейчас будут тупо наблюдать за сложившейся ситуацией и жизнь заставит их пойти на какие-то преференции для того, чтобы их продукцию все-таки покупали. Да, сейчас повышаются пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства, но государство должно в том числе и с помощью этих пошлин как-то регулировать рынок и не забывать про свой автопром.
Кстати, только что открыли очередной автозавод под Санкт-Петербургом и собрали первую машину, так что, думаю, этот процесс должен и будет продолжаться. Автомобиль в России стал уже и средством зарабатывания денег, и изменился даже подход к нему. Появилось огромное количество профессий, в которых просто немыслимо обойтись без машины. Сейчас значительно увеличилась подвижность населения. Если раньше Высоцкий пел: «Проклятый дачник в «Жигулях», то сегодня в нашем понимании таких частников, которые ездили только на дачу и обратно, осталось совсем немного.
НИКАС САФРОНОВ, художник:
- Это зависит от того, какой именно автомобиль. Если он дорогой, то все равно является роскошью. Но и все равно это средство передвижения. Я сейчас еду из аэропорта и нахожусь в пробке. А вот в Буэнос-Айресе, откуда я только что вернулся, значительно меньше пробок, хотя в столице Аргентины живет 15 млн человек. Но там улицы гораздо удобнее расположены: у нас кольца, а у них радиусы. Раньше в Грузии говорили, что если два друга не видели твою машину, значит, ты ее не купил. Но и у нас сейчас тоже идет сплошной выпендреж. Я сам, кстати, езжу на Porsche Cayenne, но не сказал бы, что машина настолько хороша, как цена на нее. А два моих приятеля (один из Англии, другой из Америки) вообще сменили эту машину на другую из-за технических неполадок. И у меня, оказывается, была бракована какая-то труба, которая подавала бензин. Сначала мне говорили, что бензин плохой, а потом выяснилось, что все-таки труба.
Как подорожают импортируемые автомобили
Volkswagen Golf (1,6 л) | BMW 318 (2 л) | Mercedes E-230 (2,5 л) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Новый (таможенная стоимость 18,3 тысячи евро) | Старше пяти лет (таможенная стоимость 4,5 тысячи евро) | Новый (таможенная стоимость 27,3 тысячи евро) | Старше пяти лет (таможенная стоимость 12 тысяч евро) | Новый (таможенная стоимость 45 тысяч евро) | Старше пяти лет (таможенная стоимость 30 тысяч евро) | |
Таможенная пошлина сегодня | 158 тысяч рублей | 89,6 тысячи рублей | 235,5 тысячи рублей | 154 тысячи рублей | 388,3 тысячи рублей | 189,5 тысячи рублей |
Таможенная пошлина после вступления в силу новых правил | 192,6 тысячи рублей | 179,2 тысячи рублей | 286,6 тысячи рублей | 308 тысяч рублей | 472,6 тысячи рублей | 385 тысяч рублей |
Источник: расчеты "Газеты" на основе таможенной стоимости автомобилей в каталоге Super Schwacke
Материал опубликован в "Газете" №213 от 10.11.2008г.