Иномаркам дадут пять лет
Христенко предлагает увеличить пошлины на ввоз автомобилей cеконд-хэнд.
Возраст старых иномарок может быть снижен с 7 до 5 лет, а новыми будут считаться
автомобили не старше одного года (сейчас - до трех лет). По оценкам экспертов,
эти меры приведут к удорожанию и, как следствие, снижению импорта подержанных
автомобилей. Цель этих мер - увеличить производство отечественных и импортных
авто в России. Правда, не за горами наплыв дешевых автомобилей из Юго-Восточной
Азии, которые могут перечеркнуть все усилия чиновников.
Как вводились пошлины ?
Действующий уровень таможенных ставок на ввоз иностранных автомобилей был введен
постановлением правительства 30 ноября 2001 года. Его целью было остановить
гигантский вал автомобильного секонд-хэнда, обрушившийся на отечественный рынок.
Постановление установило фактически запретительную пошлину на импорт старых
автомобилей. К "нормальному" секонд-хэнду, чей возраст ограничивался 3--7
годами, применялись более щадящие ставки, которые варьировались в зависимости об
объема двигателя авто. К новым же автомобилям отнесли транспортные средства от 0
до 3 лет. Для них таможенная ставка составила 25% от стоимости авто.
Реально постановление заработало лишь в середине 2002 года. По итогам 2002 года
в Россию было ввезено более 700 тысяч старых иномарок на общую сумму около 6
млрд. долларов. Это в полтора раза превысило доходы всего российского автопрома.
Но уже в 2003 году ситуация резко изменилась. А по итогам 2004 года в Россию
было ввезено всего около 300 тысяч подержанных авто, большинство из которых - со
сроком эксплуатации от 3 до 7 лет.
равнение на Китай
На протяжении всех последних лет не утихали споры о справедливости принятых
решений. Минэкономразвития традиционно отстаивает позицию о необходимости
снижения пошлин ради защиты интересов потребителей и скорейшего привлечения в
нашу страну иностранных сборочных предприятий. Прямо противоположного взгляда
придерживаются большинство автопроизводителей и ряд руководителей Министерства
промышленности. "В Корее или Китае вообще запрещен импорт подержанных
автомобилей, а на новые иномарки давно введены 100-процентные заградительные
пошлины, - говорит заместитель гендиректора Национальной ассоциации
производителей автомобильных компонентов (НАПАК) Михаил Блохин. - В результате
иностранцы вынуждены создавать сборочные предприятия внутри этих стран, что уже
привело к огромному росту автоиндустрии в Азии".
"пересмотреть понятие "новый автомобиль"
К столь радикальным мерам наши чиновники так и не пришли, но осложнить жизнь
секонд-хэнду пытаются вновь. Вчера замглавы департамента промышленности
Минпромэнерго Николай Сорокин заявил, что "министерство изучает вопрос о
распространении фактически запретительных ставок ввозных пошлин на легковые
иномарки старше пяти лет". Кроме того, Сорокин предложил пересмотреть значение
понятия "новый автомобиль". "В настоящее время к ним относятся автомобили
возраста от нуля до трех лет, а этот порог предполагается снизить до одного
года", - заявил Сорокин.
По словам аналитика ИК "Тройка Диалог" Гайрата Салимова, инициативы чиновников
связаны с неспособностью российского автопрома удовлетворить растущие
потребности населения: "Искусственное торможение спроса даст российским и
иностранным производителям паузу для наращивания мощностей по выпуску новых
авто". Генменеджер по маркетингу компании "Рольф" Валерий Тараканов считает, что
ограничение доступа на рынок старых авто играет на руку российским
производителям, чья продукция находится в низком ценовом сегменте. "Для нас
важно ограничить доступ на российский рынок подержанных премиум-автомобилей,
которые вступают в прямую конкуренцию с относительно недорогими новыми
иномарками", - сказал Тараканов.
Азиатская угроза
Но помимо привычных страхов у российских автопроизводителей появилась новая
причина для головной боли. На российском рынке стали появляться дешевые
автомобили из азиатских стран. По словам заместителя директора департамента
торговых переговоров Минэкономразвития Андрея Кушниренко, "из-за азиатской
угрозы вопрос о корректировке ставок пошлин на новые автомобили может встать на
повестку дня".
АЛЕКСАНДР БОРИСОВ
Газета (Москва)
17.03.2005