23.06.06

Импортный алкоголь исчезнет из магазинов

С 1 июля в России будет практически невозможно купить ни приличного вина, ни коньяка, ни виски. Импортный алкоголь со старыми акцизными марками будет вне закона, а обеспечить торговцев новыми марками чиновники не успели.

Вот уже два месяца ритейлеры и рестораторы отправляют вина и коньяки обратно своим поставщикам с 1 июля запрещена реализация алкоголя со старыми акцизными марками. Магазины пустеют. Иностранных напитков в сети мало, полки не заполнены , сокрушается Алексей Чураков, сотрудник пресс-службы Седьмого континента . А первого заместителя гендиректора Мосмарта Семена Слуцкого огорчает необходимость распродавать за копейки элитный алкоголь , который они не могут вернуть поставщикам. В сети Азбука вкуса распродажи не планируют. У нас в договорах с поставщиками есть пункт, по которому они обязаны все забрать обратно , заявили в пресс-службе сети. По мнению Азбуки , в среднем в розничных сетях на 1 июля окажется не более 30-40% от обычного ассортимента импортного алкоголя.

Еще хуже обстоят дела у рестораторов. В нашей винной карте из 50 позиций осталось три , сокрушается Михаил Зельман, совладелец холдинга Арпиком (сети ресторанов Goodman и Колбасофф ). Я даже боюсь предположить, сколько рестораторов разорится. От винных карт ничего не останется, и в стране на несколько месяцев наступит сухой закон , негодует ресторатор Андрей Деллос ( Кафе Пушкинъ , сеть фастфудов Му-му , Шинок ). Ресторатор пока не начал возвращать вино поставщикам, но он считает, что ситуация с винами не выправится в течение двух месяцев. Свои убытки в этом случае он оценивает в 60 млн руб. в месяц.

По данным сети магазинов Азбука вкуса , в 2005 г. в России было продано импортного алкоголя примерно на $1,6 млрд. Компания Бизнес Аналитика оценивает доли импортной продукции в 66,1% рынка вин (включая вермуты и игристые), 38,7% рынка бренди и 5,3% рынка водки (2005 г., города с населением более 100 000 человек). Кроме того, на импортный алкоголь приходится абсолютное большинство продаж в сегменте премиум виски, дорогие коньяки, ромы, текила.

Проблемы начались 1 января, когда вступил в силу новый закон об обороте алкогольной продукции. Согласно закону с 1 апреля в Россию перестали впускать импортный алкоголь со старыми акцизными марками. А с 1 июля им запрещено торговать. К этому моменту импортеры должны были быть снабжены новыми акцизными марками и внедрить Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), в которой будет храниться информация об обороте алкоголя, оклеенного этими марками. Но система так и не заработала в день ее тестового запуска, 31 марта, по данным таможенников, из 126 импортеров алкоголя только 44 обзавелись оборудованием и программами для работы в ЕГАИС. Сейчас счастливчиков уже 70. Заявки на поставку ЕГАИС исполняются крайне медленно, сама система работает со сбоями , говорит один из участников рынка. С марками ситуация не лучше. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), к 20 июня 2006 г. было выдано 81,01 млн акцизных марок, что в два раза меньше, чем было заказано. Как пояснил сотрудник ФТС, просивший не упоминать его имя, всего в 2006 г. в Россию было ввезено 1,9 млн бутылок с новыми марками, или 1% от потребности рынка.

Импортеры возмущены сложившейся ситуацией. По данным Марка Кауфмана, президента компании Уайтхолл (импортирует Hennessy, Moet & Chandon, Veuve Clicquot, чилийские и французские вина), в мае и июне алкоголь в Россию фактически не ввозился из-за того, что выдача новых марок и подключение программных комплексов ЕГАИС у импортеров и на акцизных таможнях запоздали на несколько месяцев.

Исполнительный директор комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России (в нее входят Baccardi, Hennessy, Diageo) Александр Романов говорит, что импорт был заморожен на пять месяцев, поскольку в 2006 г. через границу перемещались только товары, отправленные в Россию в 2005 г. Выдавать новые марки стали только в мае, и то в ограниченных количествах , сетует он.

Чиновники предлагают импортерам перемаркировать уже ввезенный алкоголь. Порядок перемаркировки должны в ближайшее время урегулировать поправки в постановление правительства 866. На этой неделе ФТС внесла их в правительство, утверждает чиновник Минэкономразвития. Поправки устанавливают, что алкоголь со старыми акцизными марками должен быть перемаркирован на оптовых складах, имеющих лицензию на хранение алкоголя. В ближайшее время поправки будут утверждены, рассчитывает чиновник.

Порядок перемаркировки, предложенный правительством, Романов и Кауфман считают технически неосуществимым. За несколько оставшихся дней из сотен тысяч розничных точек со всей страны должны быть возвращены на склады миллионы бутылок различных наименований, поясняет Кауфман. Каждая из этих бутылок должна быть инвентаризована и идентифицирована по номеру акцизной марки и таможенной декларации и только после этого перемаркирована. Это не просто сложно, а невозможно сделать . Кауфман считает, что после 1 июля почти весь импортный алкоголь со старыми марками просто будет изъят из легального оборота и арестован. Самое смешное, что порядок утилизации алкоголя в России тоже неурегулирован , добавляет Романов

Оптовики всеми силами пытаются сохранить отношения с клиентами. Коммерческий директор федерального дистрибутора Вестор Татьяна Савинова говорит, что компания принимает у ритейлеров назад продукцию со старыми марками и в последние месяцы предоставляет дисконт на импортные бутылки, фактически оплачивая их распродажи со скидками. Но труднее всего пришлось региональным дистрибуторам. Мы просто перестали закупать импортную продукцию с начала мая, говорит гендиректор компании "Септима" (Новосибирск) Сергей Рубцов. Пока остатки этой продукции остаются на нашем складе оптовикам недоступна ЕГАИС . По словам Рубцова, алкоголь с новыми марками стал поступать в Новосибирск в мае в малых количествах. Рубцов признался, что Септима теряет внушительные доходы, поскольку в ассортименте торговли компании импортный алкоголь составлял около 70%. А директор по продажам новосибирской компании Калибр Владислав Домашенкин рассказал, что в июне компания стала принимать обратно импортный алкоголь, отгруженный розничным операторам. Мы, в свою очередь, договорились с большинством поставщиков о возврате бутылок, говорит Домашенкин. Но в любом случае серьезные транспортные затраты лягут на нас .

Однако не все импортеры готовы принимать поставленные напитки обратно. По словам Кауфмана, от дистрибуторов периодически поступают предложения о возврате алкоголя, но компания их не принимает, поскольку для этого нет оснований: Переход права собственности произошел . Романов подтвердил, что большая часть импортеров алкоголь назад не принимает.

Ведомости 23.06.06