Импортеры пугают алкогольным "голоданием"
1 апреля истекает установленный законом срок ввоза в Россию импортного алкоголя с акцизными марками старого образца. И хотя продавать свою продукцию зарубежные поставщики могут аж до 1 июля, они опять заговорили о возможном дефиците. Насколько реальны их опасения и действительно ли нам грозит алкогольное "голодание"?
Напомним, что панические настроения среди поставщиков зарубежного алкоголя начались еще полгода назад. С 1 января в силу вступил пресловутый закон 102, который обязал импортеров получать от государства марки нового образца. Но повис вопрос: где их получить, а главное - наклеить? Ведь раньше эта процедура всегда осуществлялась за границей, непосредственно на разливочной линии производителя. Теперь делать это надо на территории России. При этом каждую бутылку надо еще снабдить штрихкодом, который позволит Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) отслеживать перемещение алкоголя по стране. Поскольку зимой решить все технические проблемы не удалось, импортерам дали отсрочку: ввозить алкоголь по старым правилам разрешили до 1 апреля, а продавать - до 1 июля.
И вот приближается первый час "икс". Казалось бы, проблем быть не должно - сейчас Гознак уже напечатал новые марки и обеспечил ими практически всех поставщиков импортного алкоголя. Но вот с оборудованием, наносящим штрихкоды, по-прежнему "глухо". На это и жалуются поставщики. Вчера глава одного из крупнейших винных холдингов заявил, что могут возникнуть перебои с импортными поставками вин. Причем запрещенную Роспотребнадзором продукцию молдавских и грузинских виноделов он в виду не имел. Однако на деле ситуация не столь трагична и во многом создана самими импортерами.
Глава крупного холдинга признался, что на таможенных пунктах сейчас скопилось слишком много составов с весьма качественными винами, и царит полная неразбериха. Так импортеры пытаются использовать последний шанс, чтобы до 1 апреля завезти продукции столько, чтобы создать товарные запасы хотя бы лета. В итоге оформление таможенных документов практически не движется. А ведь если таможенники не успеют пропустить весь алкоголь за три дня, ввести в страну его уже не удастся. По некоторым оценкам, ущерб может составить $150 млн. Импортеры, конечно, пострадают. А потребители? Эксперты считают, что хотя временные перебои с поставками отдельных вин и крепких напитков могут наблюдаться, серьезного дефицита не будет. Ведь поставщики уже успели заполнить склады. А пока запасы реализуют, до страждущих импортеров успеет дойти и оборудование для ЕГАИС.
Финансовые известия 30.03.06