16.03.05

Импортерам сыра потребуется выдержка

В среде петербургских торговцев продовольствием активно дискутируется инициатива Росживотноводсоюза и Молочного союза России по ужесточению правил ввоза на территорию России импортных сыров, которую в настоящее время рассматривает правительство РФ. По замыслу разработчиков, это поможет местным производителям продавать больше своей продукции. По версии же ритейлеров, от введения новых таможенных пошлин выиграет прежде всего лидер российского пищевого рынка -- "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), недавно вступивший в активную конкуренцию с ведущими западными сыроделами.

Суть совместного предложения Росживотноводсоюза и Молочного союза России заключается в увеличении единой для всех видов сыра пошлины более чем в два раза -- с 3 до 7 за килограмм. При этом на долю импортной продукции сейчас приходится до 60% объема продаж сыра в России, и петербургский рынок в данном случае не является исключением из правил. Продукция отечественных производителей, которую в основном поставляют Стародубский, Орховский, Пушкиногорский и Старецкий молокозаводы, занимает 40% и позиционируется в среднем и низшем ценовых сегментах. Лидерами продаж импортного сыра на городском рынке традиционно выступают Valio (Финляндия) и Arla (Швеция, торговая марка Natura).

До недавнего времени отечественные производители конкурировали с западными посредством более низкой цены, однако с бурным развитием рассчитанных на покупателя среднего класса продовольственных гипермаркетов ситуация стала складываться не в их пользу. "В крупные торговые сети поступает по большей части импортный сыр, так как принято считать, что раскрученный брэнд обеспечивает соответствующий уровень качества", -- пояснили Ъ в сети гипермаркетов "О'кей". При этом, до 60% отечественного сыра, по признанию коммерческого директора "Вимм-Билль-Данн-Северо-Запад" Андрея Простова, продается под традиционными марками, попадая в так называемую группу no-name.

Введение ограничений на ввоз сыра, по мнению ритейлеров, приведет к тому, что в магазинах станет не хватать ходовых позиций по импортным сырам. И на этом фоне в наилучшем положении окажутся те фирмы, которые уже успели позаботиться о раскрутке собственных брэндов. Заметных успехов на данном поприще не достиг пока ни один из традиционных российских производителей сыра. Зато оценить интерес состоятельных покупателей к маркированным сырам успела компания "Вимм-Билль-Данн", выйдя на новый для себя рынок и развернув несвойственную для традиционных игроков массированную рекламную кампанию марки "Ламбер". Поскольку ВБД не собирается останавливаться на достигнутом, планируя составить конкуренцию западным производителям еще и в сегменте продукции средней ценовой категории, это заставляет предположить, что лидер молочного рынка больше других заинтересован в повышении импортных пошлин.

Что же касается отечественных производителей традиционных марок, рекламные бюджеты которых не рассчитаны на такие атаки, то, по-мнению вице-президента ТД "Борис и Павел" (сеть магазинов "Славянские сыры") Валерия Бирзолова, им, для того чтобы повышение пошлин принесло желаемый эффект, придется пересмотреть маркетинговую политику. "Мы позиционируем себя как магазины, продвигающие российского производителя. Но даже такое продвижение неэффективно. Крупные заводы везут к нам сыр под общими марками -- 'Костромской', 'Российский', 'Голландский', 'Пошехонский', 'Буковинский'... Но у покупателя нет возможности следить за качеством товара, если производитель рядом с названием не указывает место производства", говорит он.

ВЕРА НИКОЛЬСКАЯ КоммерсантЪ (С-Петербург) 16.03.05