12.05.10

Импорт встал в очередь

Очереди из грузовых машин на таможенных постах Санкт-Петербурга растянулись на десятки километров. В логистических компаниях опасаются, что ситуация может привести к росту цен на молочные продукты и одежду, а также к перебоям в работе автомобилестроительных предприятий. Продовольствие портится в очередях, склады уже пустеют.

После закрытия двух из четырех таможенных постов грузовики с товаром были отправлены на рабочие терминалы, нагрузка которых возросла в несколько раз, рассказывает менеджер логистической компании, работающей на северо-западном направлении. В результате очередь на пунктах достигала 12 километров, а процедура растаможивания проходила медленно – один пост за день обслуживал 10−15 машин (закрывшиеся терминалы пропускали около 250 машин в день). После майских праздников очереди на постах увеличились почти вдвое. По словам коммерческого директора Eximp Logistic Кирилла Кирсанова, оставшиеся терминалы не готовы принять нужное количество машин. «Как следствие – машины с товаром простаивают по несколько дней, а это дополнительные расходы. В сложившейся ситуации дорожают транспортные услуги. Некоторые товары просто портятся еще до растаможки», — рассказывает Кирилл Кирсанов.

В феврале этого года из-за попытки провоза контрабанды была приостановлена работа Выборгского таможенного поста. Предполагалось, что это временная мера, однако в ФТС заявили, что с 18 мая пост будет ликвидирован. В конце марта прекратилось таможенное оформление на Пискаревском таможенном посту. Рабочими остались Южный и Шушарский таможенные посты. Терминалы работают в авральном режиме.

Простой может привести к повышению цен на некоторые товары. По прогнозам начальника отдела логистики и управления заказами компании Lanxess Марии Канаевой, рост цен прежде всего может коснуться одежды, обуви и некоторых продуктов. «Проблема в том, что сейчас, возможно, подорожают услуги таможенных брокеров. В сложившейся ситуации, когда таможенные расходы компаний и так выросли, все это может привести к повышению стоимости товаров. В потребительском секторе это коснется молочных продуктов, которые везут из Эстонии и Прибалтики, а также обуви, одежды и товаров, ввозимых из Китая. Если судить по опыту московской таможни, подорожание может произойти в 1,5 раза», — считает Мария Канаева.

По словам Кирилла Кирсанова, ситуация уже отразилась на ценах на автомобили и автозапчасти. «По сравнению с прошлым годом цены на автозапчасти и покрышки выросли очень сильно. Если раньше можно было «переобуть» машину за шесть тысяч рублей, то сейчас столько стоит одно колесо. Таможенные процедуры дорожают – в результате страдает конечный потребитель. Если ситуация не изменится в ближайшее время, продавцы столкнутся с неликвидностью», — считает Кирилл Кирсанов.

Консультант информационно-консалтинговой службы Logist-ICS Алексей Танаев полагает, что ситуация с ростом цен возможна, но в каждом конкретном случае все зависит от поставщика. «Если игрок мощный, то он, скорее всего, не будет повышать цены из-за таможенных расходов. В возникшей ситуации крупным поставщикам выгоднее отсудить все непредвиденные затраты, чем менять стоимость товаров. С другой стороны, из-за простоя возникнет дефицит на складах – товара в магазинах останется очень мало, а новый к этому времени привезти не успеют. Конечно, в таком случае продавцы обязательно пересмотрят цены на остатки продукции. Текущее состояние таможни вполне может повлечь за собой пропорциональное увеличение цен одновременно у многих ритейлеров», — утверждает Алексей Танаев.

Infox.ru; 12.05.10