Импорт тормозит цементовозы
Отмена пошлин на ввозимый в Россию цемент не только заставила поволноваться его отечественных производителей, но и привела к крупным переменам на рынке железнодорожных перевозок данного вида грузов – и технологическим, и логистическим.
Новая ситуация на рынке перевозки цемента не только дала его участникам дополнительный груз, но и создала ряд проблем, решить которые в оперативном порядке удаётся не всегда. Проблемы возникли не только непосредственно у транспортников, но и у производителей специализированного подвижного состава, предназначенного для перевозки цемента.
Первый заместитель генерального директора по коммерции и производству ОАО «Первая грузовая компания» Игорь Асатуров заявил, что в текущем году произошёл спад перевозок.
«Причиной этому послужили сразу несколько факторов. Во-первых, отмена импортных пошлин на цемент, что спровоцировало рост импорта в нашу страну. В результате в Россию будет завезено в общей сложности до 10 млн тонн дешёвого импортного цемента. Так как он перевозится в полувагонах, упакованный в так называемые «мягкие контейнеры», у нас образуется профицит специализированного парка», – подчеркнул он.
Ещё одним фактором, повлиявшим на объёмы транспортировки цемента, Игорь Асатуров назвал снижение темпов строительства в целом по стране. Он отметил, что только в Московском регионе количество сданных строительных объектов уменьшилось на 35% по сравнению с прошлым годом, в Санкт-Петербурге – на 27%.
«По нашим прогнозам, в ближайший год тенденция сохранится. А поскольку цены на цементовозы в условиях сокращения перевозок продолжают расти, в 2008 году они поднялись на 45%, спрос на них неминуемо упадёт», – добавил он.
Управляющий директор ООО «Трансгарант» Алексей Гром согласился с мнением, что резкий рост импорта цемента заставил операторов поменять технологии его перевозки.
«Появились новые маршруты, новые объёмы. Пошли большие объёмы цемента китайского производства в Европейскую часть России с Дальнего Востока, чего раньше не было. Изменилась и технология перевозки – импортный цемент уже упакован, и его надо везти в полувагонах. В несколько раз выросли расстояния перевозок – если раньше перевозка цемента на 1 тыс. км считалась максимально возможной, то сейчас его возят и на 6, и на 8 тыс. км, потому что цена на продукт окупает все затраты по его доставке. Поменялся расход вагонов на данный вид перевозок – теперь их из-за резкого увеличения средней протяжённости маршрута требуется гораздо больше», – добавил он.
Алексей Гром подчеркнул, что рост импорта цемента несёт в себе для транспортников как положительные, так и отрицательные моменты.
«Его поставки идут через очень ограниченное количество точек – дальневосточные порты или Новороссийск. А потребители находятся по всей стране. При этом, хотя общий объём перевозок цемента вырос, нельзя не замечать, что внутри России они уменьшились. Хуже стал использоваться парк цементовозов, у компаний возникли проблемы с выстраиванием длительных программ развития их парка и выработкой мер по развитию перевозок цемента», – добавил он.
Алексей Гром добавил, что сейчас на рынке перевозок цемента наблюдается жёсткая конкуренция между компаниями-операторами.
«Хотя у рынка и есть один главный игрок, ОАО «ПГК», которому был передан весь парк цементовозов ОАО «РЖД», крупным участником рынка может считаться любая компания, которая имеет не менее 100 единиц данного вида подвижного состава. Поэтому борьба идёт буквально за каждую тонну груза», – подчеркнул он.
Представитель «Трансгаранта» заявил, что цемент не требует для его перевозки применения индивидуальных логистических технологий.
«Требования здесь такие же, как и в отношении любого другого груза его тарифной группы – чёткая диспетчеризация, улучшение работы станций и узлов. Своя логистика у рынка перевозок цемента связана лишь с его погрузкой и выгрузкой. А когда груз находится в пути – он едет в тех условиях, которые предоставляет сеть, так же как и любой другой груз», – отметил он.
Президент Гильдии экспедиторов России Семён Резер заявил, что, несмотря на рост перевозок импортного цемента в полувагонах, цементовозы без загрузки не останутся. «Как они могут остаться без груза, если мы до сих пор наблюдаем дефицит этого вида подвижного состава? Спрос ведь на цемент в стране растёт. Хоть жилищное строительство и немного замедлило темпы роста, зато растёт строительство инфраструктуры».
«Гудок», 02.09.2008