Импорт нашего производства
Калининградские предприниматели, отправляющие свой товар в другие российские регионы, платят за местную продукцию таможенные пошлины, словно за иностранный груз. Такая уникальная и в то же время абсурдная ситуация связана с отменой части преференций калининградской особой экономической зоны (ОЭЗ).
Закон об ОЭЗ, принятый в 1996 году, позволил компаниям эксклава свободно ввозить сырье и многие детали готовой продукции из-за рубежа. И вывозить в другие регионы России товар, произведенный из иностранных комплектующих, без уплаты таможенных сборов и НДС.
Действие части преференций ОЭЗ истекло 1 апреля 2016 года. При этом региональные предприятия могут продолжать ввозить иностранное сырье и детали в режиме свободной таможенной зоны до 2031 года. Однако при вывозе калининградской продукции в "большую Россию" нужно доказать, что изделия были изготовлены исключительно из отечественного сырья. Либо, если при производстве использовались иностранные компоненты, что за них были уплачены все необходимые пошлины. Другой вариант - полностью "растаможить" товар, пусть он и произведен на территории российского региона.
Стоит заключение об идентификации иностранных компонентов товара 10-16 тысяч рублей. Получать его нужно на каждую партию в Калининградской торгово-промышленной палате или экспертной организации, аккредитованной при ТПП РФ. Отдельные документы требуются сопутствующим упаковочным элементам груза - коробкам, пленке, скрепкам, этикеткам.
В первые несколько месяцев после отмены льгот калининградский уполномоченный по правам предпринимателей Георгий Дыханов получал сотни жалоб на сложность, дороговизну и длительность идентификационных процессов. Сейчас обращений практически нет. Проблема, по утверждению бизнес-омбудсмена, не стала менее актуальной. Просто за год процедуру не упростили, и компаниям пришлось приспособиться к работе в новых экономических условиях.
Иногда "растаможка" калининградской продукции - это единственный вариант отправить груз в Россию
"Нередко предпринимателям проще, быстрее, а в некоторых случаях и дешевле уплатить таможенные пошлины за продукцию, произведенную в Калининградской области, чем доказать происхождение абсолютно всех ее деталей и компонентов, - делится информацией Георгий Дыханов. - Но это не выход из ситуации, а выбор меньшего из зол. Получается, что Калининградская область торгует с другими субъектами РФ, словно какое-нибудь иностранное государство, не входящее в Евразийский экономический союз. Таможенные сложности отрезали наш регион от единого экономического пространства ЕАЭС, и эта ситуация абсурдна и с экономической, и с политической точки зрения".
Иногда "растаможка" калининградской продукции - это не выбор предпринимателя, а единственно возможный вариант отправить груз в "большую Россию". Так, некоторые бизнесмены вынуждены уплачивать таможенные пошлины за коробки, выпущенные на местной фабрике. Производитель упаковки, реализующий продукцию в основном на региональном рынке, вообще не проходил идентификацию, не приглашал на производство специалистов экспертных организаций. Следовательно, доказать полностью российское происхождение коробок невозможно, и их необходимо "растаможить".
Таможне предложили освободить от идентификации позиции стоимостью меньше двух тысяч долларов. "Однако таможня оставила планку в пять евро (350 рублей), - продолжает Дыханов. - В результате упрощение вроде есть, но серьезным образом ситуацию изменить не удалось. Кроме того, в ФТС предложили калининградским предпринимателям регистрировать технологические карты производственного процесса - в этом случае можно не проводить идентификацию. Но на каждую модификацию продукции, к примеру, на квадратный стол и на овальный, необходима отдельная карта. И для многих компаний, особенно некрупных, эта процедура является еще более сложной и дорогостоящей, чем подтверждение происхождения всех компонентов".
С инициативой упростить регламенты, связанные с вывозом калининградской продукции в другие регионы, не раз обращались и региональные власти. Последнее предложение стало частью так называемого нового закона о Калининградской области, объединяющего несколько проектов федеральных документов о регулировании особого режима предпринимательской деятельности на территории региона. Сейчас законопроект направлен в государственно-правовое управление президента РФ.
"Минфин поддерживает нас в том, что процедуру необходимо упрощать. Поэтому мы очень надеемся, что в ближайшее время ситуацию, наконец, удастся изменить", - рассказала "РГ" врио министра экономики Калининградской области Нинель Салагаева. Как она считает, было бы логично не усложнять процедуры, предшествующие выпуску товара, а усилить постконтроль. Чтобы добросовестные игроки рынка не тратили значительное количество времени и денег, доказывая свое право на перемещение произведенной продукции, как это происходит сейчас. В европейских странах, к примеру, выпуск товаров носит декларативный характер. Однако если последующая проверка покажет, что субъект ВЭД обманул государство, компания попадает в черный список, подвергается различным санкциям и в будущем подтверждает на таможне каждую запятую.
По словам председателя комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты, депутата регионального парламента Леонида Степанюка, о сокращении грузопотока на калининградском направлении пока говорить не приходится. Но показателям не дают просесть крупные федеральные проекты, реализация которых обеспечивает перевозчиков заказами. А вот время прохождения границы изменилось – и не в лучшую для бизнеса сторону. Если раньше автомобильная фура «таможилась» в среднем два часа, сейчас все процедуры могут отнимать до десяти часов.
- С одной стороны, повлияло декларирование таможенного транзита в электронной форме, которое стало обязательным в марте этого года, - поясняет Леонид Степанюк. – С другой стороны, участились случаи, когда машины отправляют на стопроцентный досмотр – проверить, соответствует ли содержимое фуры заключениям об идентификации. Кроме того, усложнилась и удлинилась процедура таможенного оформления на многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) товаров и грузов, ввозимых в регион из остальных субъектов РФ. Очереди, которые сейчас скопились с литовской стороны в пунктах пропуска Панемуне и Кибартай, продолжают увеличиваться. Почему-то высвечиваются какие-то риски, машины стали повально отправляться на рентген и на досмотр. Возможно, для российских товаров и грузов, следующих в Калининградскую область, необходимо отменить риски. Мы намерены выйти с таким предложением в правительство РФ.