13.11.06

Игра по Правилам

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. 554 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности один из долгожданных нормативных документов. Он нужен всем от грузоотправителя до грузополучателя. Но прежде всего эти правила необходимы для определения правового положения экспедитора по отношению к другим участникам рынка перевозок

Сам документ, видимо, сестра таланта писала всего две страницы. Хорошо ли это для нормативно-правового акта? Все-таки это не протокол о намерениях и не рамочный закон, это правила, в которых должно быть прописано все, чего нет в федеральном законе, от А до Я. Начнем с короткого пересказа самого главного.

Под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Правилами должны определяться перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

Экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка. Эти документы неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Их формы утверждаются Минтрансом России. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов. Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное экспедитору поручение с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

Это коротко. На самом деле документ сулит серьезные перемены на рынке грузоперевозок, если не в международном масштабе, то в российском уж точно. И чтобы понять некоторые аспекты этих перемен, придется обратиться к истории транспортной экспедиции (см. врезку Из истории транспортной экспедиции ).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Международного транспортно-экспедиторского законодательства не существует, но с конца прошлого века активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций ФИАТА, которая в 1998 году направила в национальные ассоциации экспедиторов макет проекта закона Modelle FIATA ( Типовые экспедиторские правила , принятые ФИАТА).

Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях главы 41 Транспортная экспедиция Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности . Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформления перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок (далее экспедиционные услуги). Закон впервые определил экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора важного звена в продвижении товаров от производителя к потребителю.

Из истории транспортной экспедиции

Грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться услугами предприятий, организующих перевозки, в начале XIX века. Одним из первых игроков на этом рынке была фирма Данзас (в настоящее время крупнейший в мире экспедитор). Без участия отправителя она доставляла посылки и мелкий багаж получателям в сборных дилижансах , регулярно следовавших в города Австрии, Германии, Швейцарии. С появлением железных дорог экспедиторы (в Англии forwarders, в Германии Spediteuren) активизировались. Они стали осуществлять более дешевую, чем у железной дороги, доставку мелких партий грузов в своих экспедиторских сборных вагонах, используя разницу в размерах железнодорожных тарифов на перевозку грузов повагонными и мелкими партиями.

Правовые нормы того времени, регламентировавшие любое коммерческое посредничество, включая экспедиторское, отражали интересы не мелких посредников экспедиторов и агентов, а транспортных монополий. Это выражалось, в частности, в ограничении совмещения транспортного агентирования с экспедированием, в ущемлении прав экспедиторов в качестве договорных перевозчиков по отношению к фактическим и т. д.

Ситуация изменилась в середине прошлого века. Контейнеризация, специализация транспортных средств и проч. привели к тому, что на транспортном рынке произошли существенные изменения: появились транснациональные экспедиторские компании. В настоящее время экспедиторам принадлежит значительная часть рынка автомобильного транспорта междугородних и международных перевозок, складское хозяйство и, естественно, они играют главенствующую роль в смешанных (мультимодальных и интермодальных) перевозках.

Правовые нормы в России нашего времени до нынешнего дня мало чем отличались от норм XIX века и были направлены на защиту интересов транспортных монополий. И только в последнее время усилиями героической ФАС (Федеральной антимонопольной службы) удалось сдвинуть эту монополию (РЖД) с мертвой точки


Статья 2 Закона О транспортно-экспедиционной деятельности ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие правила транспортно-экспедиционной деятельности . Эти правила должны были быть утверждены Правительством РФ. И вот, по прошествии чуть более трех лет их утвердили. Как говорится, обещанного три года ждут.

Нужно отдать должное ФИАТА: проект правил транспортно-экспедиционной деятельности был готов еще тогда, когда принимался закон. Но по каким-то причинам те правила так и остались в статусе проекта, несмотря на то что за исключением нескольких неточностей документ был грамотно написан и востребован. Что этому помешало, неизвестно.

ЭКСПЕДИТОР ИЛИ АГЕНТ

Однако для чего же нам так необходим этот документ? Нам всем и грузовладельцам, и тем, кто непосредственно занят в процессе перевозки груза? Первое и, пожалуй, главное это ставка налога на добавленную стоимость на услуги по организации и сопровождению международных перевозок, поскольку с 1 января 2006 года очень многое в этом отношении поменялось. Согласно статье 164 главы 21 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей с 1 января 2006 года, услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории России или ввозимых на территорию России автомобильным транспортом, выполняемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0%. Причем именно в отношении всей стоимости перевозки и (или) транспортировки товаров от пункта, находящегося за пределами территории Российской Федерации, до пункта, находящегося на территории Российской Федерации.

С собственно международными перевозками все более-менее понятно. А вот услуги по их организации и сопровождению вызывают вопросы не только у налоговых инспекторов, но и у самих потребителей и поставщиков данных услуг. Не меньше неясностей и по услугам при внутренних перевозках, правда несколько иного рода.

Корень проблем заложен в главе 41 Транспортная экспедиция Гражданского кодекса РФ и Федеральном законе О транспортно-экспедиционной деятельности . Дело в том, что экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах: экспедитор как агент и экспедитор как перевозчик .

Из статьи 801 ГК РФ (см. врезку Статья 801 ГК РФ Договор транспортной экспедиции на стр. 20) следует, что экспедитор может заключать договор разными способами. В первом случае от имени клиента на основании выданной им доверенности. А во втором от своего имени, при этом саму перевозку или ее часть может выполнять как он сам, так и третье лицо. В первом случае, если что-то случится с грузом, судиться с перевозчиком придется грузовладельцу, а во втором экспедитору. Еще одна особенность: грузоотправитель в данном случае понятие относительное. Грузоотправителем может быть и сам грузовладелец, и экспедитор, и грузополучатель в зависимости от того, кто заключает договор перевозки.

При этом существует еще глава 52 Гражданского кодекса РФ Агентирование , по которой агент также заключает договор перевозки от имени клиента, но отвечает только за заключение договора. То есть ни за что более не отвечает, кроме как за заключение договора. Если, конечно, адвокат не докажет злой умысел агента в случае страховой ситуации. Но речь в данном случае идет не столько об ответственности, сколько о коренных отличиях между налогообложением и документальным оформлением услуг по организации и сопровождению этих перевозок у экспедитора и агента.

Чем же отличается экспедитор как агент от просто агента? Ответ на этот вопрос смотрим в законе О транспортно-экспедиционной деятельности . Согласно пункту 4 статьи 4 этого закона, при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности. Главные отличия экспедитора как агента от просто агента подробно рассмотрены во врезке.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

Что же самое главное, что привнесли Правила транспортно-экспедиционной деятельности? Во-первых, был определен понятийный аппарат. Как это ни удивительно, но термины в Федеральном законе указаны не были. Правда, отсутствуют понятия смешанная (мультимодальная) перевозка и оператор смешанной (мультимодальной) перевозки , которые были в проекте Правил от 2003 года и которые использует весь цивилизованный мир. Второе и, наверное, самое главное это то, что пунктом 5 Правил впервые обозначены экспедиторские документы: 1) поручение экспедитору: определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции; 2) экспедиторская расписка: подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя; 3) складская расписка: подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Экспедиторский документ вот то, чего так не хватало эти три года, пока Правила транспортно-экспедиционной деятельности не были утверждены. А особенно не хватало с 1 января 2006 года, когда внесли изменения в Налоговый кодекс РФ.

В чем отличие экспедитора как агента от просто агента

К главным отличиям экспедитора как агента от просто агента можно отнести следующее:

экспедитор принимает груз, а агент нет;
экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а агент нет;
экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, а агент отвечает только за сам факт заключения договора;
при международной перевозке услуги экспедитора облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0%, а местом реализации услуг у агента (и при международных перевозках, и при внутренних) признается территория РФ, и соответственно ставка налога будет в размере 18%;

у экспедитора подтверждением оказанной услуги будет экспедиторский документ, у агента обязательно наличие отчета агента и акта об оказании услуг. (Акт об оказании услуг обязательным не является, поскольку перевозка и экспедирование по нормам (п. 2 гл. 39 ГК РФ) не являются услугой. Нормами ГК РФ, Уставом автотранспорта и другими распорядительными документами, касающимися перевозки, акт об оказании услуг по перевозке как документ не предусмотрен. Налоговые органы своим письмом от 30 апреля 2004 г. 04-02-05/1/33 также признали, что акт выполненных работ (оказанных услуг) не является обязательным подтверждающим документом. Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.)


Очевидный минус отсутствие мультимодального транспортного коносамента, который тоже был в проекте Правил от 2003 года. Ведь, как уже отмечалось, отсутствует сам термин смешанная (мультимодальная) перевозка . Внутри нашей необъятной страны смешанных перевозок, видимо, не бывает. Правда, есть послабление в пункте 6, согласно которому в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил. В Правилах нет описания экспедиторских документов международного образца, которые содержались в проекте от 2003 года. Это были документы, разработанные ФИАТА и представлявшие собой их русскоязычный аналог. Возникает естественный вопрос: будет ли использован международный опыт?

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Опишем основные документы международного образца.

ПОРУЧЕНИЕ ЭКСПЕДИТОРУ ФИАТА

Поручение экспедитору ФИАТА (FIATA Forwarding Instructions, FFI) форма инструкций по экспедированию, которая служит для облегчения составления и выдачи грузовладельцем экспедитору полного и четкого заказа на транспортно-экспедиторские услуги. В FFI указывается и содержится информация, используемая экспедитором при оформлении любых транспортно-экспедиторских операций. Например, условия купли-продажи, оплаты, страхования, документарного аккредитива, характеристики груза, страна происхождения, инструкции по обращению с грузом (в случае перевозки опасных, негабаритных грузов). Если экспедитор не использует FFI, он должен собирать всю эту информацию из других документов.

FFI заполняется и заверяется клиентом экспедитора, передается экспедитору вместе с другими документами, такими как таможенная декларация, сертификат о происхождении груза, коммерческие счета-фактуры, транспортные документы и др. Она может являться основой для оформления договора транспортной экспедиции.

Типовая форма FFI представляет собой важный инструмент, позволяющий повысить уровень профессиональных стандартов в экспедиторской отрасли. Кроме того, она способствует упрощению и унификации торгово-коммерческих документов, что предусмотрено рекомендациями UNCTAD (Конференцией по торговле и развитию ООН), ЕЭК ООН.

Статья 801 ГК РФ Договор транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора:

организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
обеспечить отправку и получение груза;
а также выполнение других обязанностей, связанных с перевозкой


ЭКСПЕДИТОРСКАЯ РАСПИСКА

Экспедиторская расписка (FIATA Forwarders Certificate of Receipt, FIATA FCR) документ экспедитора, выступающего в роли агента. Это расписка экспедитора о приеме груза. Выдавая FCR, экспедитор свидетельствует, что он принял товар и в дальнейшем право распоряжения принадлежит исключительно ему. Продавец получает FCR как подтверждение того, что он выполнил свои обязательства по продаже. С момента выдачи FCR продавец теряет право распоряжения грузом, о чем говорит соответствующий пункт в FCR, согласно которому инструкции по экспедированию груза могут быть изменены или отменены только при условии возврата экспедитору оригинала FCR. Принимая от экспедитора FCR, продавец подтверждает это.

Для оплаты груза покупатель должен быть уверен, что груз находится вне контроля продавца. Гарантией такой уверенности и является FCR, подтверждающий, что с этого момента экспедитор берет на себя ответственность за груз и имеет эксклюзивное право распоряжаться им. Кроме того, выдавая FCR, экспедитор гарантирует, что:

груз будет сохранен в хорошем состоянии (что его состояние не ухудшится по сравнению с моментом получения);
все детали документа полностью соответствуют полученным инструкциям и документы (накладные, путевые листы), выданные перевозчиками, соответствуют FCR и обязательствам, принятым экспедитором в FCR.

Основное правило выдачи FIATA FCR: этот документ выдается при условии безотзывности инструкций грузоотправителя, после его выдачи грузоотправитель утрачивает все права по распоряжению грузом, а экспедитор не может принимать от него каких-либо дополнительных указаний, распоряжений или каким-либо иным образом зависеть от грузоотправителя.

У нас же в пункте 10 принятых Правил говорится: Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения . Как это будет согласовываться с международным опытом использования FCR, пока не ясно. Но это, конечно, если подобный опыт вообще будет учтен.

Права и обязанности хранителя и грузовладельца

Лицевая сторона складской расписки содержит перечень основных прав и обязанностей хранителя и грузовладельца, в том числе:

обязательство хранителя выдать товар (груз) по предъявлению оригинала расписки;
право держателя расписки (квитанции) распорядиться товаром на основании общих норм об уступке требования путем нанесения на расписке передаточной надписи индоссамента (endorsement, assignment), о чем делается запись в специальной графе на второй стороне расписки (transfer of property);
право хранителя на залог или на задержание груза в случае нарушения клиентом депозитарием своих обязанностей по расписке;
право владельца товара (груза) на передачу своего права на претензию при получении груза владельцу склада путем специальной отметки (cession of delivery claim) на втором листе расписки;
право на получение груза со склада по частям с отметкой о каждом таком получении на второй странице расписки в разделе Deliveries

СКЛАДСКАЯ РАСПИСКА

Складская расписка (FIATA Warehouse Receipt, FWR) содержит информацию не только о товаре (грузе) и его владельце (depositor), но и о фактическом поставщике товара (supplier), держателе склада (warehouse keeper), наименовании склада, а также сведения о транспортном средстве, на котором товар был доставлен на склад, о страховании товара.

Складская расписка (квитанция) удостоверяет заключение договора хранения, количество и внешнее состояние принятого товара. Ее лицевая сторона содержит перечень основных прав и обязанностей хранителя и грузовладельца, соответствующих главе 47 ГК РФ (см. врезку Права и обязанности хранителя и грузовладельца ). Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта России. Так что ждем утверждения

Владислав Артамонов
Логист компании Теплотекс

Журнал "Логистик & система" 10 октябрь 2006 г