02.06.10

Хороший человек - это ещё не профессия.

Елин В.А., кандидат технических наук, Председатель Совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп".

Вступление.

Когда современный, образованный человек с избыточной энергией деятельности собирается создать свою Компанию, он должен знать, что не всё задуманное в его голове примет именно те очертания, которые родились при проработке своего дела. Но в этом нет ничего страшного, так как деловой риск и сила созидания обычно побеждают ошибки и временные неудачи. Главное, уберечься от того неожиданного, что может подстерегать неопытных предпринимателей в их деле, а именно - обмана. Так, по рассказам друзей или из других источников, будущий предприниматель подробнее узнает о не совершенстве этого мира бизнеса и как с этим бороться. Причём, самым несовершенным в бизнесе, как всегда, становится обычный человек со своими принципами, взглядами, индивидуальным восприятием бытия и собственной своеобразной интерпретацией этой действительности. А так как любая Компания в своей основе состоит из людей, и лишь потом из механизмов и технологий, отбор этих самых людей должен быть чётким и жёстким. Иначе, Ваша Компания повторит те же ошибки, которые свойственны многим начинающим предприятиям. Ниже приведены несколько примеров из жизни Компаний, о которых надо знать каждому предпринимателю, не важно, в какой сфере бизнеса он собирается работать.

Серая лошадка.

Обычное дело в собственной Компании набрать для начала всех знакомых и друзей, знаешь, что это за люди, можешь на них положиться. Так у начинающих предпринимателей возникает первая иллюзия защищенности собственного бизнеса и другая иллюзия простоты управляемости Компанией. Однако управление дворовой компанией и Компанией, занимающейся бизнесом, - это совсем не одно и то же. И вот первая ошибка совершена. Дальше предприниматель может пожинать плоды того, что посеял. Хорошо, если интуиция в отсутствии бизнес опыта даст настойчивый звоночек Вашему мозгу, что что-то не так.

И так, обычно, у предпринимателя-руководителя новой Компании появляется его заместитель, опять же кто-то из друзей или хороших знакомых. При этом на начальном этапе формирования Компании роль заместителя бывает не менее важной, чем его руководителя. Но, по иронии судьбы, или по случайности, новоиспеченный руководитель выбирает себе в замы обычно своего антипода. И если сам руководитель-предприниматель энергичный и деятельный человек, то его заместитель нечто противоположное: тягучее, медлительное и иногда не сообразительное существо. Но хороший человек. Такая серая лошадка из аналогичного анекдота, на которую поставили в начале забега, а она "ну не смогла".

Правило первое: Хотите, чтобы Ваша Компания была образцом предпринимательства, конкурентоспособности, и отлаженных бизнес процессов, помните, что хороший человек - это не профессия. Всегда в Компанию надо брать специалистов на вакантные должности не только по совету или случайно присланному резюме. Подбирать сотрудников надо скрупулезно, через опытных кадровиков, которые как рентгеновский аппарат видят насквозь кадры. На память сразу приходит известное высказывание коммунистов: " Кадры решают Всё". А они знали в этом толк.

Главный механик без ума.

Как только уважающая себя Компания начинает освобождаться от балласта в виде сотрудников непорядочных, непрофессиональных, не проявивших себя членами команды или просто мелких воришек, тогда моментально вокруг Компании начинают распространяться небывалые слухи. Что, якобы эта Компания продаётся за бесценок! Ведь она распродаёт свою технику и другое свое имущество. Или, что она якобы терпит крах и вот-вот разорится. Ответить подобным не умным слухам можно одним классическим утверждением: "Слухи о смерти Компании сильно преувеличенны". То есть она, конечно, наверное, всё-таки умрёт, но не ранее, чем лет эдак через 100! Еще лучше своим злопыхателям ответить программой действий Компании на сегодня и на ближайшее будущее.

Так уж случилось, что в одной Компании завелись такие "голубые воришки" - вымогатели, чем-то даже внешне похожие на персонажей к/ф "Двенадцать стульев". Но если те классические персонажи продавали и эксплуатировали имущество сиротских бабушек, то эти "голубые воришки" периодически за "наличку" эксплуатировали технику, принадлежащую акционерам. Благо, что на этой технике есть не скручиваемые счетчики мото часов, которые собственно этих воришек и подвели. Подвёл горе сотрудников их напускной профессионализм, за которым реально скрывалась человеческая наивность в купе с бесшабашностью, верой в безнаказанность и реальное незнание ряда вопросов своей профессии. Остаётся удивляться, на что рассчитывали эти псевдо специалисты? Если человек умён, профессионален, системен и обладает знанием своего дела, то он, конечно, не пойдет на подобные шаги. Но даже если бы он и приступил морально-этические принципы в Компании, то хотя бы вспомнил народную мудрость, что сколько верёвочке не виться, конец всё равно будет.

Правило второе: Если Вы не розница, никогда не работайте за наличные взаиморасчеты с Вашими клиентами, даже если Ваши подчиненные убеждают Вас в обратном. И не жалейте времени на контрольные проверки своих моторизированных подразделений, приносящих доход от услуг Ваших клиентов.

Водитель без принципов.

Некоторое время назад одна Компания купила несколько родных "Фордов" для безремонтной и экономичной езды по московским дорогам. Раздали эти совсем новенькие авто небольшому штату своих водителей. Проходит месяц, другой и вот у одного из водил начало всё сыпаться. То бензонасос, то картер, то ещё что-то внутри его авто. Руководители начали разбираться, и сразу выяснилось, что все водители как водители. Они, приехав с работы, домой на авто, до утра ни куда не двигались. А водила, у которого всё летело на его новеньком авто, "бомбил" по ночам по бескрайней Москве. Вот он и разбомбил иностранное транспортное средство без должного присмотра. Когда начали общаться с этим горе "водилой", то подметили удивительное свойство его психологии. Он, почему-то на полном серьёзе, думал, что это его машина пока он на ней работает. А то, что она начала сыпаться раньше гарантийного срока, так это, по его мнению, американские работяги собирали модель в понедельник после бурных выходных с браком. Ну, просто красавец! В общем, "выперли" этого горе водителя с треском, а бухгалтерскому составу дали чёткое указание контролировать счетчики, маршрутные листы, траты на бензин и т.д., ежедневно. Всё в транспортном цехе сразу наладилось.

Правило третье: В компании иногда водитель больше чем водитель. Он близок к руководству компании, к бухгалтерам и другим важным персонам. Не расслабляйтесь, ведите четкий контроль за тахометром и бензобаком Вашего авто, даже если он, водитель, Ваш родственник. Иначе новая машина в самый неудачный момент рассыплется как старый диван под хозяином.

Бухгалтер без тормозов.

Конечно, нельзя не вспомнить и такую историю раннего капиталистического периода нашей страны. Небольшая Компания с нормальными взглядами на жизнь, хорошим отношением к собственному персоналу, с рядом приличных творческих идей работает уже пару-тройку лет. И вот однажды, руководитель этой Компании, безмерно доверявший своему Главному бухгалтеру, решил что-то сверить в бухгалтерском отчете. И что же он увидел, в разделе основных средств: три холодильника, четыре пылесоса, куча миксеров и печей СВЧ и прочих атрибутов кухонного интерьера продвинутой домохозяйки. Дальше больше, в разделе "малоценка" было найдено большое количество продуктов питания! Причём всё перечисленное выше было куплено по безналу. По элементарным подсчётам, этими продуктами можно было бы питаться продолжительное время, либо очень большой группе изголодавшихся личностей с удивительным аппетитом, либо безбедно жить нескольким домохозяйствам в течение пары лет. Естественно фантазии такого Главного бухгалтера не было пределов, так как в других разделах баланса была найдена оплата фитнес клубов, причём нескольких, спа-услуг и школы повышения квалификации по бухучёту на Карибских островах. Когда директор обобщил размах растрат своего предприятия, ему показалось, что этого не может быть, так как это просто не реально. Но поразмыслив ещё немного, и проведя в своём головном мозгу ретроспективный анализ событий и привычек своего Главбуха, он ещё больше расстроился, так как это была чистая правда. Он просто не знал, что принцип классиков "социализм - это контроль", так же применим для начинающегося капитализма в нашей стране, но в ещё большей степени.

Правило четвертое: Бюджетирование всего и вся в Компании позволяет достаточно простым способом контролировать расходы. И, как правило, не приводит к соблазну высококлассных специалистов, учитывающих Ваш финансовый оборот и доход, пользоваться Вашими деньгами, как собственными.

Заключение.

Помните, что созданная Вами Компания, как предприятие для производства конкурентной продукции или качественных услуг, должна строиться исключительно на основе профессионализма, компетентности и финансовой прозрачности. Иначе вышеописанные истории могут повториться и у Вас.

Пресс-служба SLG ; 02.06.2010