Хорошая скидка за хорошие объемы
ОАО «РЖД» предлагает изменить подход к формированию тарифов на перевозку транзитных контейнеров между Европой и Китаем по территории России. Вместо того, чтобы определять ставку за отдельный контейнер ее предполагается рассчитывать для всего поезда. Окончательный размер тарифа, в случае принятия этой концепции Министерством транспорта, будет слагаться из трех частей: платы «за локомотив», за пробег вагона и за перевозку контейнеров по ставке «за одну тонну брутто».
В соответствии с новой методологией определен нижний предел тарифа на транзитные перевозки грузов в крупнотоннажных универсальных и специализированных контейнерах ускоренными контейнерными поездами через дальневосточные порты России, пограничные переходы Забайкальск и Наушки в европейские страны и в обратном направлении. При формировании тарифной ставки при любом варианте загрузки поезда учитывается не только типоразмер контейнера, но и его фактическая загрузка, или масса. Это особенно актуально при перевозках специализированных контейнеров.
Наибольший коммерческий эффект достигается при полном использовании вместимости вагона и поезда, что должно стимулировать экспедиторов к формированию контейнерных поездов из вагонов нового типа (длиной по осям сцепления автосцепок свыше 25 м или на сочлененных платформах) и их полную загрузку. Оператор (экспедитор) сможет самостоятельно решать, что ему выгоднее: потерять время на накоплении, но выиграть на тарифе в расчете на контейнер, или повысить конкурентоспособность своих услуг за счет ускорения сроков доставки, но с повышением стоимости услуг. Также будет выдержан принцип тарифообразования – увеличение тарифа с ростом дальности перевозки.
Скажем, при перевозке контейнеров в составе поезда, состоящего из фитинговых платформ длиной 19,6 м, погруженных до полной вместимости 20-футовыми контейнерами, по маршруту Наушки – Красное тариф в пересчете за один контейнер ниже действующего на 29%. Если же взять фитинговые платформы длиной свыше 25 м, то скидка составляет уже 31%. При неполном использовании вместимости вагонов, например на 75%, предлагаемый тариф ниже действующего на 10% и 14% соответственно.
При перевозке контейнеров в составе поезда, состоящего из фитинговых платформ длиной 19,6 м, погруженных до полной вместимости 20-футовыми контейнерами, по маршруту Находка – Красное тариф в пересчете за один контейнер будет на уровне действующего, из фитинговых платформ длиной свыше 25 м ниже действующего на 4%. При неполном использовании вместимости вагонов, например на 75%, предлагаемый тариф выше действующего на 26% и 20% соответственно.
Реакция участников рынка на предложение довольно неоднозначна. По словам генерального директора логистической компании U-Trans-United China Logistics Эдуарда Коновалова, суммы, выплачиваемые за простой на станции Забайкальск, «просто драконовские», их величина такова, что незапланированные три дня, проведенные на границе России и Китая, могут съесть максимальную экономию, предлагаемую РЖД. А эти суммы приходится регулярно выплачивать: «Как показывает практика, если вы снимаете в Забайкальске «ящик» и ставите его на землю в ожидании поезда, это значит, что его могут просто заставить другими. И когда придет время формировать поезд, то можно в него просто не попасть по причине того, что ваш контейнер не смогут достать!», – сетует Э. Коновалов.
Дмитрий Чулков, начальник отдела организации железнодорожных перевозок DB Schenker Russia говорит, что «озвученная методология определения тарифа, несомненно, заслуживает внимания. Она может быть интересна в первую очередь операторам, предлагающим услуги по перевозке транзитных грузов ускоренными контейнерными поездами по маршруту Запад – Восток – Запад. Не последнюю роль здесь играет и гибкость для экспедиторов, которая обеспечивается за счет трехставочной модели. Операторы, в зависимости от своих приоритетов, смогли бы регулировать показатели, касающиеся конкурентоспособности услуг и их стоимости».
Заслуживает внимания мнение Ховарда Лэмба, генерального директора Trans Siberian Express Service Ltd. Он считает, что большинство транспортных компаний будут не в состоянии достигнуть необходимого минимума в 71 условный вагон, который требуется для формирования своих собственных контейнерных поездов по маршрутам из Находки и из Наушек.
«Конкурентоспособные ставки на такие поезда должны быть доступны экспедиторам при объеме груза уже от 20 TEU, а не только для целого состава. Мы также считаем возможным комбинирование международных транзитных грузов, следующих через Дальний Восток с импортным грузом на Москву при формировании одного контейнерного поезда следующего до Москвы и далее на обычных условиях», – говорит эксперт.
В свою очередь Петр Баскаков, генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер», оптимистичен. Он отмечает, что предложения РЖД очень своевременны и правильны, поскольку сейчас как раз не хватает такого сервиса, когда оператор, беря на себя определенный риск, покупает у РЖД нитку графика и потом продает ее клиентам.
"РЖД-ПАРТНЕР"; 27.10.10