09.06.06

Грузы за чертой

Благодаря обостряющейся конкуренции государства Балтийского региона сегодня все активнее принимают национальные целевые программы, касающиеся эффективной стратегии развития транспортной инфраструктуры. Один из наиболее масштабных проектов последних лет строительство финского порта Вуосаари и вынесение грузового порта Хельсинки за городскую черту. На реализацию проекта планируется потратить 551,1 млн., включая 217,4 млн. на развитие транспортной инфраструктуры и 303,2 млн. собственно на порт. Недавно были открыты шлюзы и пущена вода в бывшие доки верфи Valmet, которые станут причалами нового порта.

Новый портовый комплекс раскинется на территории в 210 га (150 га порт и 60 га примыкающая логистика). Для его строительства будет намыто 19 га площади.

Портовая зона будет отделена от города стеной шумового заслона, в проекте предусмотрена защитная зона между городом и портом, благодаря которой ближайшие застройки будут находиться на расстоянии 1,5 км от порта.

Порт Вуосаари будет соединен с открытым морем 32-километровым прямым фарватером, минимальная глубина которого 12,5 метров, а ширина не менее 200 метров.

Традиционно через порт Хельсинки переваливались ценные или скоропортящиеся грузы, а значит требовалась усиленная охрана и высокая скорость обработки. Сейчас все больше и больше грузов перевозится в контейнерах. Движение в порту Вуосаари будет организовано так, что контейнер может быть погружен на грузовой автомобиль за пару минут.

Новый портовый комплекс будет включать в себя грузовой порт, службы логистики, сеть транспортных коммуникаций, а также бизнес-зону. Он обещает быть самым современным на Балтийском море портом штучных грузов. Для компаний-операторов предусмотрены площадки для перевалки специализированных грузов, из них две, общей сложностью на 400 мест, - для терморегулируемых контейнеров-рефрижераторов. Также будут построены склады для хранения порожних контейнеров.

В порту будут построены два 750-метровых причала для контейнеровозов и оборудованы 15 причальных мест для судов типа "ро-ро". На некоторых из них будут установлены краны-перегрузчики. В порту может одновременно стоять на причале 15 - 20 судов, в зависимости от их размера.

Суда будут перевозить штучные грузы, погруженные в контейнеры, траки и трейлеры. Импортный поток будет состоять из продуктов, потребительских и прочих грузов, например автомобилей, промышленного сырья и полуфабрикатов. Экспорт будет включать лесные и технические грузы.

Еженедельно более 70-ти рейсов будет осуществляться из Вуосаари в порты Европы, Великобритании и Скандинавских стран.

В рамках развития подходов к порту будут построены тоннели протяженностью более 14 км (13,5 км и 0,7 км), которые будут готовы к октябрю 2007 года. Частично они будут проходить под заливом ниже уровня моря, самая большая глубина составит 60 м. Предполагается, что в 2008-м, когда порт начнет работу, ежедневный транспортный поток будет составлять более 10000 автомобилей. А к 2020 году их количество увеличится до 20000, 33% из которых будут составлять грузовики.

Протяженность всей припортовой железной дороги 19 километров, (включая 14 км по тоннелям). Пропускная способность припортовой железной дороги десять поездов в день. Максимальная скорость поезда на этом участке 80 км/ч.

На сегодняшний день практически готов новый подходной канал к порту (дно углублено до 12,5 м), на котором осталось только установить световые указатели; его обещают сдать в этом году.

Одновременно со строительными работами в Вуосаари идет очистка дна (стоимость работ 10,5 млн.). Почву здесь необходимо очистить от остатков вещества, используемого ранее наряду с антикоррозийными покрытиями для защиты корпусов судов от различных микроорганизмов, так как в соответствии с новыми экологическими стандартами оно было признано небезопасным.

Реализация проекта по строительству нового порта Вуосаари, призванного заменить существующие грузовые районы порта Хельсинки западную (Ланси) и восточную (Серняйнен) его части, была начата в 2003 году. Согласно планам работающие сегодня там операторы должны "перейти" в Вуосаари, а бывшие терминальные территории будут отданы под жилищное строительство.

Финляндия сейчас в принципе придает большое значение развитию логистических мощностей и ориентируется на внешнюю торговлю. По словам директора проекта Вуосаари Антти Мякинена, идея вынесения грузового порта за пределы города Хельсинки возникла давно, тем более что развитие существующих терминалов оказалось нерентабельным. Новый порт должен объединить потоки двух терминалов, находящихся сейчас в центре финской столицы (более 2,5 млн.тонн грузов в год). По проекту новый порт будет способен перерабатывать в четыре раза больше контейнерных грузов.

По сравнению с прежними терминалами Вуосаари находится в намного более удобном месте, рядом с кольцевой автодорогой и близко от аэропорта. Расположение нового логистического центра Хувинкаа, строительство которого проводится в рамках проекта, в Кераве также очень рационально, так как этот город владеет крупным земельным участком (более 100 га) на пересечении железнодорожных путей порта Вуосаари и автомагистрали Лахти.

Существующий Хельсинский порт является крупнейшим портовым комплексом Финляндии. Он обладает рядом преимуществ в силу своего географического положения - близости от границ с Россией и Эстонией. Новый проект нацелен на увеличение перевалочных мощностей финского портового комплекса в целом, а широкий спектр услуг и развитая инфраструктура способны вывести Вуосаари на новый уровень конкурентоспособности. Расходы по финансированию проекта поровну поделили между собой государство и сам порт. Причем строительство инфраструктурных объектов ведется преимущественно за счет порта.

Надежда Вторушина, Людмила Паршина
РЖД-Партнер; 09.06.06