Грузы встанут на внешней границе?
Коллегия Федеральной таможенной службы утвердила наконец концепцию переноса таможенного оформления товаров на внешние границы России до 2020 года.
Реализация Концепции предполагает два периода: первый (2008–2010 годы) – подготовка к переводу таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. В этот период планируется совершенствование правовой основы данного процесса, согласование проекта концепции с принятыми и разрабатываемыми планами исполнительной власти и бизнес-сообщества, создание объективных предпосылок развития транспортно-логистической инфраструктуры для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты РФ, реализация перевода в отношении Московского региона и Санкт-Петербурга.
Второй период (2011–2020 годы) – уже непосредственно перевод таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. Предполагается на базе развития и совершенствования транспортно-логистической и таможенной инфраструктуры, в условиях перевода таможенных формальностей в приграничные субъекты РФ оптимизировать системы оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным и морским транспортом, к 2014 году, а железнодорожным – к 2020-му.
«Сейчас ряд товаров оформляется внутри страны, а это не всегда выгодно для бизнеса», – говорит руководитель таможенной службы Андрей Бельянинов. Перенос оформления на границу, по его словам, позволит ускорить процедуру: грузы будут выпускаться в обращение сразу после пересечения границы без транзитного оформления.
Алексей Курушин, директор по логистике компании «Мир», отмечает, что подобные предложения выдвигаются не первый раз и их реализация потребует значительных временных и денежных ресурсов. «Для участников рынка большой разницы, где оформлять товары, нет – главное, чтобы не было лишних проволочек», – отмечает он.
Если говорить о российских точках таможенного оформления, то можно констатировать, что инфраструктура пограничных пунктов пропуска в морских портах, аэропортах, железнодорожных переходах на границах бывшего Советского Союза исторически складывалась на протяжении десятилетий. В ряде российских регионов эти пункты сформировалась исторически с учетом географических особенностей и имеют транспортную и таможенную инфраструктуру, которая, к сожалению, не всегда отвечает современным требованиям. Нередко это вызывает желание импортера производить таможенное оформление по месту нахождения во внутренних таможенных органах, на специально оборудованных терминалах.
В пунктах пропуска на границе между государствами – бывшими республиками СССР – инфраструктура стала развиваться относительно недавно, и многие импортеры предпочитают также улаживать все формальности на терминалах внутри страны.
Менеджер департамента по взаимодействию с таможней компании STS Logistics Анна Литовченко считает, что оценить влияние изменения мест таможенного оформления можно исходя исключительно из особенностей конкретного пункта пропуска.
«Хочется верить, что перед принятием подобных решений Правительство РФ и ФТС удостоверятся, что места, в которые переносят таможенное оформление, будут должным образом оснащены, а также сообщат обо всех изменениях заранее, что позволит перестроить работу по организации цепи поставок товаров наших клиентов в Россию», – говорит А. Литовченко.
«На изменение системы уйдет достаточно много времени, – уверен директор по связям с общественностью РАТЭК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники) Антон Гуськов. – Хотя надо отметить, что проверить товар на пункте пропуска все же гораздо проще, чем отследить транзит до внутреннего таможенного поста».
Сейчас на внутренних таможнях оформляется 90% импорта и весь экспорт, перенос оформления на границу может привести к перегрузке таможенных пунктов. К тому же на границе может возникнуть и кадровый вопрос, способный поставить под удар весь процесс. Не следует забывать и о том, что большинство складов временного хранения находятся внутри страны.
РЖД-Партнер; 05.09.08