06.08.07

Грузы сыграют в ящик

В России контейнеры используются в десятки раз меньше, чем в остальных странах мира. Эксперты говорят о примерно 10-кратном росте контейнерного грузооборота в стране в ближайшие семь лет. Однако призывают развивать и другие современные виды грузоперевозок.

Не коробка, а клад

Контейнерные перевозки – это воплощение технологичности и космополитичности современного грузооборота. Сами по себе контейнеры – это всего лишь стальные коробки стандартных размеров длиной 6 и 12 м (20 и 40 футов), в которые можно загрузить буквально что угодно и отправить как почтовую посылку почти куда угодно. Посылка дойдет быстро и недорого, потому что из-за унифицированных размеров контейнеры легко и просто перегружать, крепить и хранить. При этом их содержимое защищено от ветра, дождя и воровства. Конструкция контейнера позволяет надежно закрепить внутри самые разнообразные грузы, что значительно повышает их сохранность. А еще контейнерные грузы можно складировать под открытым небом, что экономит много сил и еще больше денег и перевозчикам, и грузовладельцам.

Контейнерные перевозки появились в конце 1950-х годов вместе с послевоенным ростом международной торговли. Но настоящая контейнерная революция началась только 30 лет спустя, когда развитие специализированной инфраструктуры позволило поставить обработку контейнеров на поток. В 2006 году мировой контейнерооборот достиг 380 млн TEU (twenty-foot equivalent unit, двадцатифутовый эквивалент) в год. В мире в контейнерах перевозится более 60% грузов, пригодных для этого способа транспортировки.

Всемирный контейнерный бум совпал по времени с развалом Советского Союза. На тот момент контейнерная инфраструктура страны была вполне современной. Специализированные терминалы работали во всех крупных морских портах. Однако их пропускная способность отвечала лишь требованиям тех времен, когда потоки контейнеров в портах измеряли десятками тысяч, в то время как сейчас китайские и европейские порты обрабатывают десятки миллионов контейнеров ежегодно.

Наша страна фактически проспала создание новой отрасли грузоперевозок, и президент российской Гильдии экспедиторов Семен Резер называет сегодняшнее положение с контейнерами в России катастрофическим (см. интервью на этой странице).

Числа в кубе

По данным Института проблем транспорта и логистики Российской академии наук, в 2006 году объем контейнерных перевозок в России вырос по сравнению с 2005 годом на 30% и достиг 2,18 млн TEU. При этом на экспортные грузы пришлось 44,2% перевозок, на импорт – 54,3%, на транзит – 0,8%. Значит, внутрироссийские контейнерные перевозки составили всего 0,7%.

Из них в 2006 году 18% контейнеров было перевезено по сети железных дорог. При этом объем перевозок контейнеров на экспорт возрос по сравнению с 2005 годом на 18% и составил 212,6 тыс. TEU, импорт увеличился на 36,8%, до 176,6 тыс. TEU, транзитные перевозки упали в 2,5 раза, до 9,5 тыс. TEU.

Однако в контейнерах было перевезено только 1,9% от объема всех контейнеропригодных грузов в России – при среднемировом соотношении в 60%. По другим оценкам, показатели контейнеризации российских перевозок несколько выше и составляют 3% для внутренних грузов и 5 ? 7% – для идущих на экспорт.

Отечественные грузоотправители и экспедиторы подтвердили «Гудку», что нечасто прибегают к контейнерным перевозкам.

Заместитель начальника отдела реализации продукции волгоградского ОАО «Химпром» Евгений Гусев заявил, что в контейнерах потребителям отправляется лишь 1,5 – 3% от общих объемов отгрузки завода. При этом 20-футовые контейнеры используются только для поставок на экспорт, а российские потребители, удаленные от предприятия на 3,5 тыс. км, предпочитают получать по железной дороге гораздо меньшие 5-тонные контейнеры. В качестве одной из причин такой низкой контейнеризации грузопотока Евгений Гусев назвал нехватку на предприятии оборудования для погрузки контейнеров.

Директор по продажам и маркетингу перевозочной компании ЗАО «Армадилло» Леонид Зонберг заявил, что контейнеры составляют очень маленький объем в перевозках компании. «Контейнеры подразумевают комплектные партии, а мы в основном отправляем посылки и сборные грузы», – пояснил он.

Контейнерный прогноз

Впрочем, в ближайшие несколько лет ситуация с контейнерными перевозками в России должна улучшиться. Как полагают эксперты Института проблем транспорта и логистики РАН, контейнерные перевозки в России будут увеличиваться очень быстро вместе с ростом объема внешней торговли. К 2010 году объемы перевозок контейнеров по сети железных дорог с перевалкой через морские порты должны вырасти в три-четыре раза и составить 6 – 8 млн TEU в год, а к 2014 году – 12 –14 млн TEU.

С этой оценкой согласен и председатель совета директоров ООО «Партнер Логистик» Александр Северилов. Он полагает, что нынешний рост контейнерных перевозок в стране на 30% в год сохранится и в ближайшие несколько лет.

А вот президент Международной академии транспорта Александр Кондратьев призывает развивать не столько контейнерные перевозки, сколько всю систему грузоперевозок в комплексе. «Всем давно очевидны преимущества и недостатки контейнерных перевозок. Контейнерные перевозки не панацея от всех бед, а только специфическая составляющая общей технологии обслуживания грузопотоков, – заявил он «Гудку». – Речь должна идти о дальнейшем повышении эффективности всех перевозок. И контейнеры здесь только один из путей наряду со смешанными, мультимодальными и интермодальными перевозками».

«Гудок» 06.08.2007