Грузовые автоперевозки: вниз с ветерком
Объемы автомобильных грузоперевозок в России сокращаются третий год подряд. 2009 год тем более не сулит ничего хорошего транспортным компаниям даже при значительном снижении тарифов на перевозки. Кризис противодействует модернизации автопарка: в конкурентной борьбе выживут те игроки рынка, кто не связан кредитами и лизинговыми схемами.
Нечего возить
Согласно данным Росстата, 2006 год стал пиковым по объемам перевозок в России грузов автотранспортом. Далее последовало значительное сокращение рынка. Кризис эту тенденцию усугубил.
«За 2008 год объем автомобильных грузоперевозок, осуществляемых нашей компанией, сократился по сравнению с предыдущим годом на 20%, - сообщила «Пульсу цен» старший менеджер компании «Юнитранс-П.Р.А.» (С.-Петербург) Елена Гирс. - Причина – усиление конкуренции на международном направлении. Мы специализируемся на доставке грузов (одежда, ткани, обувь, машины) из Финляндии через порт Санкт-Петербурга по российским городам. Начало 2009 года вообще оказалось беспрецедентным. Импорта нет, все порты стоят пустые».
«Как и на все сферы деятельности, кризис, конечно же, оказал влияние на автомобильные грузоперевозки, - признала в интервью «Пульсу цен» исполнительный директор транспортной компании «Тарго» (Екатеринбург) Елена Балаба. - Это выразилось в снижении объемов перевозимых грузов, уменьшении числа клиентов-заказчиков данного вида услуг, снижении времени и стоимости перевозок. В свою очередь, эти факторы усилили конкуренцию среди транспортных компаний и борьбу за клиента».
Кризис почувствовали на себе и крупные автотранспортные компании. Директор по стратегическому развитию компании «Лорри» (Екатеринбург) Александр Трахтенберг рассказывает: «До сентября-октября 2008 года динамика перевозок была аналогичной 2007 году, без каких-либо существенных изменений. Объем перевозок «Лорри» в последние лет пять всегда имел положительную динамику – динамику, принципиально отличающуюся от рынка в целом. Бизнес «Лорри» увеличивался на 100% каждый год. Сейчас такой динамики, естественно, нет».
Тарифный план
Новые экономические условия диктуют транспортным компаниям менять методы работы с клиентами. «Мы стали больше работать с документами, - сообщил «Пульсу цен» менеджер по работе с клиентами компании «АльянсЛайнСервис» (Москва) Евгений Кузьмиди. - Конкуренция на рынке грузоперевозок обострилась, и клиент стал более взыскательным, просит составления различных новых видов документов, вплоть до маршрута машины».
Практически все автотранспортные компании в четвертом квартале 2008 года были вынуждены снизить тарифы на грузоперевозки. По словам Евгения Кузьмиди, «тарифы на рынке автомобильных грузоперевозок по сравнению с началом 2008 года выросли к лету на 8-10%. Но с конца октября мы ощутили падение объемов заказов на 15-20%. Поэтому тарифы снизились, сейчас они находятся на уровне годичной давности».
«Безусловно, тарифы изменились, - признает Александр Трахтенберг. - Но здесь есть одна особенность. Благодаря тому, что рынок международных перевозок (как минимум, в части импортных перевозок) уже давно, условно, находится в ВТО, невозможно использование откровенно заниженных ставок и тарифов, т.к. на нем в значительной степени присутствуют иностранные экспедиторы и перевозчики. И принципиально важным является то, чтобы российская часть этого рынка в лице небольших и финансово неустойчивых компаний не стала «ронять» рынок. И это наша совместная задача, потому что во времена кризиса анархия - не лучшее состояние рынка».
«За 2008 год тарифы нашей компании менялись дважды: в начале года повысились (в связи с увеличением цен на топливо), к концу года тарифы снизились (на это повлияла экономическая ситуация в стране и снижение цен на топливо)», - рассказала Елена Балаба.
Елена Гирс отметила: «Тарифы на грузоперевозки мы снизили в декабре 2008 года на 40%. В 2009 году ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону».
Но снижение тарифов не сможет разогреть рынок, поскольку на сокращение объемов грузоперевозок сегодня влияют более мощные факторы, главный из них – обвальное падение спроса на продукцию производственного назначения и на импортные товары (вследствие резкого роста курса доллара и евро по отношению к рублю).
Александр Трахтенберг: «Как и динамика перевозок, так и структура перевозок до сентября-октября 2008 года принципиально не менялась. В Европу шел экспорт, в основном, продукции металлургических предприятий. Специализацией «Лорри», в части международных перевозок, являются перевозки продукции цветной металлургии. Импортные перевозки – это, в основном, сырье и полуфабрикаты для промышленности и производственное оборудование, поставляемое в рамках инвестиционных проектов промышленных предприятий Уральского региона. Теперь перевозки, имевшие явно международную направленность, несколько изменились в сторону общероссийских. Но нельзя сказать, что объем перевозок продукции цветной металлургии критически снизился».
«Меньше стали работать по доставке из Питера в Москву автозапчастей, но, например, продукцию пищевой промышленности возим в прежних объемах», - подчеркнул Евгений Кузьмиди.
«В основном структура грузов осталась та же, но в связи с развитием компании нами стали предлагаться перевозка жидких грузов, тяжеловесных и негабаритных отдельно взятыми машинами», - сообщил «Пульсу цен» руководитель отдела продаж транспортной компании «Юнилог-Самара» Григорий Богданов.
Время нелегалов
Сегодня часть автотранспортных компаний, специализировавшихся на доставке ограниченных видов грузов и по ограниченным направлениям, стремятся диверсифицировать свою деятельность. Однако развиваться им мешает наличие большого числа мелких конкурентов - полулегальных перевозчиков, имеющих одну-две старые машины и работающих с минимальным набором документов, но способных работать по супер-низким тарифам.
Кризис вновь склонил чашу весов в сторону нелегалов. В предыдущие два-три года крупные транспортные компании приобрели в лизинг большое количество современной дорогой автотехники (преимущественно иностранной) и теперь, чтобы покрыть ежемесячные платежи, должны эксплуатировать ее почти круглосуточно, но объемы заказов резко сократились. Кроме того, ряд крупных транспортных компаний ранее взяли банковские кредиты и вложились в строительство собственных складов и логистических комплексов. Теперь сроки окупаемости этих проектов (конечно, при условии их успешного завершения) значительно увеличились.
В 2009 году, безусловно, на российском рынке автомобильных грузоперевозок резко поубавится число игроков, на 20-30%. По мнению участников рынка, государство здесь не должно быть пассивным наблюдателем. Александр Трахтенберг: «Любой кризис - в первую очередь, время возможностей. Для одних – это время выживания, для других – время приобретений. Лидеры имеют преимущества перед остальными. Для крупной компании транспортной логистики принципиально важным является наличие существенной доли экспедиторской деятельности. С одной стороны, это потенциальный рынок для увеличения перевозок собственным транспортом в обычное время, с другой стороны, подушка в случае падения рынка. Кроме того, времена кризиса могут подтолкнуть (и мы на это надеемся) государственные органы к использованию инструментов «патриотического протекционизма», создание преференций для национальных перевозчиков нетарифного характера».
«Пульс цен»; 02.03.09