27.08.12

Грузовой передел

Российские порты в восточной Балтики забирают у Прибалтийских стран наиболее прибыльные грузы, оставляя им низкомаржинальные уголь и удобрения. В целом портовая отрасль этого региона за полугодие выросла на 16,2%.

С января по июль этого года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, грузооборот в восточном регионе Балтийского моря, где расположены порты России и стран Балтии, увеличился на 16,2% или на 28,7 млн тонн. Из этого объема большую часть (56%) забрали прибалтийские порты. В основном это российский и белорусский экспорт. Зато отечественным портам достались наиболее прибыльные грузопотоки – это негабаритные, контейнерные и накатные (ро-ро) грузы, а иностранные конкуренты наращивали обработку низкомаржинальных насыпных грузов, прежде всего, угля.

Например, "Порт Высоцкий", специализирующийся на перевалке угля, сократил его перегрузку за 7 месяцев этого года на 20% до 1,5 млн тонн. Такой спад в порту объяснили снижением спроса в странах-потребителях. Из этой гавани уголь уходит, преимущественно в ближайшие страны - Финляндию, Германию, на судах дедвейтом 30 тысяч тонн. В тоже время, например, из латвийского Вентспилса уголь отгружается большими кораблями, дедвейтом свыше 75 тысяч тонн, на дальние расстояния. Однако вскоре областной порт сможет на равных бороться за грузопотоки . "На прошлой неделе мы отправили в Великобританию первое судно типа Panamax, дедвейтом 80 тысяч тонн, в планах на сентябрь два таких судна", - сообщили "ДП" в порту.

Грузооборот нефти и нефтепродуктов в этом году меньше, чем в прошлом и большую часть 60% нового объема грузов в этом секторе забирают себе страны Балтии. Обработка нефтепродуктов в крупнейшей гавани региона - Большом порту Петербурга, с начала этого года сократилась на 20%, в то же время сократил на 2% перевалку нефтепродуктов порт Приморск, а перевалка нефти в нем почти не изменилась по сравнение с прошлым годом. Приморск сдерживает низкая пропускная способность железной дороги, но РЖД ее уже активно расширяет, открывая перед Приморском новые горизонты.

Что касается нефти, то весной в Усть-Луге заработал нефтеналивной терминал (БТС-2), правда, пока не на полную мощность. Он рассчитан на 30 млн тонн в год, а пока прокачивает около 15 млн тонн. Но зато он уже позволил Усть-Луге удвоить оборот по сравнению с 2011 годом. В общем лидирующие позиции РФ на Балтике в перевалке нефти и нефтепродуктов непоколебимы.

Утрату угля и сокращение перевалки нефти и нефтепродуктов российские порты компенсируют высокорентабельными грузами. Петербургский порт за 7 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого обработал на 6% больше контейнеров и на 20% больше ро-ро грузов - автомобилей, прицепов, тягачей, трейлеров и прочей техники, которая может самостоятельно закатиться на судно.

В Усть-Луге объем перевалки накатных грузов возрос на 37% благодаря запуску новых паромных линий и дополнительным судозаходам. В сентябре 2011 года российское подразделение датского паромного оператора "СКФ ДФДС Лайнз" запустило паром из Усть-Луги в Германию, но этого оказалось мало. "С начала июля на линии Киль-Петербург мы стали дополнительно заходить в Усть-Лугу. Также начали перевозить на паромах железнодорожные вагоны с цементом, зерном", - говорит генеральный директор «СКФ ДФДС Лайнз» Зигмунд Янковский.

В то же время снижается грузооборот на паромной линии "Усть-Луга – Балтийск". "Из-за невысокого спроса на грузоперевозки в Калининграде и Калининградской области", - поясняет первый заместитель генерального директора ОАО «ПУЛ транс» Павел Нестеренко. Зато на германском направлении снижения объема перевозок не предвидится. На линии "Усть-Луга – Засниц" перевозят электропоезда "Ласточка", предназначенные для Олимпиады в Сочи, и стандартные вагоны. Общее количество "Ласточек", которые предстоит доставить в Россию через порт Усть-Луга, – 38 единиц.

Среди портов стран Балтии по объему ро-ро грузов лидирует Клайпедский порт. Доля накатных грузов в его обороте более 10%, для сравнения: в Петербурге – 1,4%, в Усть-Луге – 2,5%. Российские порты копируют паромные линии Клайпеды и оотягивают на себя часть грузов, но вряд ли опередят прибалтийские порты по накатным грузам в силу неудачного географического расположения. "Много грузов морем идет в Москву, а дорога от Клайпеды или Вентспилса до российской столицы вдвое короче, чем от Москвы или Петербурга", - замечает Зигмунд Янковский. Именно география стала причиной, что паром линии Trans Russia Express (оператор Finnlines) на пути из германского Любека в Петербург с этого года заходит в Вентспилс, откуда многие российские импортные грузы продолжают путь до Москвы.

Опрошенные "ДП" представители паромных компаний говорят, что в трюмах судов остается достаточно свободного места, чтобы увеличить грузооборот примерно вдвое. "Мы потратили год, чтобы раскрутить наши линии на Стокгольм и Хельсинки, сейчас паромы загружены примерно на 60% и на этом уровне загрузка стабильно держится", - говорит президента компании St.Peter Line Игорь Глухов. Повысить заполняемость паромов, уходящих из российских портов, могли бы автоперевозчики, но они не рассматривают всерьез водное сообщение. "У нас паромы слишком дорогие и редко ходят, в случае необходимости, мы идем в Германию в обход Польши на паромах из Финляндии, где суда чаще ходят", - говорит генеральный директор "Совавто-Петербург" Вячеслав Лазарян.

DP.RU